Совершенно загадочный инструмент, даже самый факт производства которого долгое время находится под большим вопросом, поскольку единственным документальным
свидетельством его существования являлся паспорт на электрогитары Ростовской фабрики клавишных инструментов РОСТОВ-ДОН образца 1991 года. В означенном
паспорте, выпущенном тиражом 2000 экземпляров, помимо привычных СТЕЛЛЫ, АЭЛИТЫ-2 и БАС-2 фигурировала мистическая модель БАС-3. Однако, какое-то время
назад инструмент появился во плоти, развеяв все сомнения о своём существовании.
Судя по ряду признаков, РОСТОВ-ДОН'ские разработчики в момент крушения Империи попытались, наконец, двинуться в фарватере магистрального пути развития
мирового производства гитар: форма корпуса явно наследует актуальным на тот период моделям (в СССР популярность хэви-метал била все рекорды)
STEINBERGER L2 и YAMAHA ВХ-1 (а скорее их производную FERNANDES Tomahawk). Инструменты изготавливались из тех же материалов, что и
БАС-2, то есть, в основе корпуса лежит елово-берёзовый блок.
Буковый гриф крепится к деке четырьмя солидными шурупами безо всяких этих ваших некплейтов. Накладка, фанерованная шпоном красного дерева, маркирована обычными
пластиковыми дотами. Верхний порожек, несколько неожиданно, деревянный. Гайка регулировки анкера с отверстиями под вороток выведена в пятку грифа. Гриф
и корпус покрыты стандартным чёрным полиэфиром, хотя встречаются и бёрстовые экземпляры.
Струнодержатель, установленный на месте отсутствующей головы грифа, представляет собой фрезерованную металлическую пластину с отверстиями для кончиков
струн, бесхитростно зажимающихся обычными винтами. Бриджевый комбайн, установленный в нижней части деки, состоит из массивного металлического
основания, винтов с накаткой, отвечающих за перемещение кареток с отверстиями для бобышек струн (этот условно-колковый механизм прикрыт металлическим
кожухом) и металлических сёдел, позволяющих юстировать мензуру и высоту каждой струны в отдельности. Антабки – металлические рюмки вполне традиционного
профиля, установленные по трём точкам, так что инструмент можно безбоязненно ставить на пол. Вся металлическая фурнитура инструмента воронёная, что твой
наган.
Электроника БАС-3, смонтированная без пикгарда в полостях корпуса, включает в себя два оригинальных бассовых хамбакера с парными магнитоводами, раздельные
регуляторы громкости с точёными металлическими ручками и разъём под джек на ребре корпуса. С тыльной стороны корпуса выборка под темброблок прикрыта
овальной металлической крышкой, на которой методом компьютерной гравировки нанесены номенклатурные письмена.
Как музыкальный инструмент данное изделие ростовских мастеров не хуже и не лучше прочих безголовых бассов с точки зрения эргономики: гитара
достаточно лёгкая, с нормальным балансом, разумной схемой и неким среднестатистическим голосом, подходящим для широкого спектра музыкальных стилей от
хэви-метала до нью-вейва. Стоит отметить, что за исключением
АК АДМИРАЛ и
БАС'а из комплекта МУЗДЕТАЛИ, это первая отечественная фабричная басс-гитара
с полной мензурой 862 мм. К сожалению, какой-либо информации о производстве этой модели немного, известно только, что их было изготовлено не больше пары
сотен – а через год производство гитар на РОСТОВ-ДОН'е окончательно прекратилось.
Данный экспонат, выпущенный в 1991 году (серийный номер 34), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных
электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2024 году.
|