МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


БАС-3

БАС-3

Совершенно загадочный инструмент, даже самый факт производства которого долгое время находится под большим вопросом, поскольку единственным документальным свидетельством его существования являлся паспорт на электрогитары Ростовской фабрики клавишных инструментов РОСТОВ-ДОН образца 1991 года. В означенном паспорте, выпущенном тиражом 2000 экземпляров, помимо привычных СТЕЛЛЫ, АЭЛИТЫ-2 и БАС-2 фигурировала мистическая модель БАС-3. Однако, какое-то время назад инструмент появился во плоти, развеяв все сомнения о своём существовании.
Судя по ряду признаков, РОСТОВ-ДОН'ские разработчики в момент крушения Империи попытались, наконец, двинуться в фарватере магистрального пути развития мирового производства гитар: форма корпуса явно наследует актуальным на тот период моделям (в СССР популярность хэви-метал била все рекорды) STEINBERGER L2 и YAMAHA ВХ-1 (а скорее их производную FERNANDES Tomahawk). Инструменты изготавливались из тех же материалов, что и БАС-2, то есть, в основе корпуса лежит елово-берёзовый блок. Буковый гриф крепится к деке четырьмя солидными шурупами безо всяких этих ваших некплейтов. Накладка, фанерованная шпоном красного дерева, маркирована обычными пластиковыми дотами. Верхний порожек, несколько неожиданно, деревянный. Гайка регулировки анкера с отверстиями под вороток выведена в пятку грифа. Гриф и корпус покрыты стандартным чёрным полиэфиром, хотя встречаются и бёрстовые экземпляры.
Струнодержатель, установленный на месте отсутствующей головы грифа, представляет собой фрезерованную металлическую пластину с отверстиями для кончиков струн, бесхитростно зажимающихся обычными винтами. Бриджевый комбайн, установленный в нижней части деки, состоит из массивного металлического основания, винтов с накаткой, отвечающих за перемещение кареток с отверстиями для бобышек струн (этот условно-колковый механизм прикрыт металлическим кожухом) и металлических сёдел, позволяющих юстировать мензуру и высоту каждой струны в отдельности. Антабки – металлические рюмки вполне традиционного профиля, установленные по трём точкам, так что инструмент можно безбоязненно ставить на пол. Вся металлическая фурнитура инструмента воронёная, что твой наган.
Электроника БАС-3, смонтированная без пикгарда в полостях корпуса, включает в себя два оригинальных бассовых хамбакера с парными магнитоводами, раздельные регуляторы громкости с точёными металлическими ручками и разъём под джек на ребре корпуса. С тыльной стороны корпуса выборка под темброблок прикрыта овальной металлической крышкой, на которой методом компьютерной гравировки нанесены номенклатурные письмена.
Как музыкальный инструмент данное изделие ростовских мастеров не хуже и не лучше прочих безголовых бассов с точки зрения эргономики: гитара достаточно лёгкая, с нормальным балансом, разумной схемой и неким среднестатистическим голосом, подходящим для широкого спектра музыкальных стилей от хэви-метала до нью-вейва. Стоит отметить, что за исключением АК АДМИРАЛ и БАС'а из комплекта МУЗДЕТАЛИ, это первая отечественная фабричная басс-гитара с полной мензурой 862 мм. К сожалению, какой-либо информации о производстве этой модели немного, известно только, что их было изготовлено не больше пары сотен – а через год производство гитар на РОСТОВ-ДОН'е окончательно прекратилось.

Данный экспонат, выпущенный в 1991 году (серийный номер 34), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2024 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ