Одно из самых запоминающихся изделий Борисовской фабрики по производству музыкальных инструментов и,
судя по всему, дебютная белорусская модель электрической басс-гитары вообще. Начало выпуска данной
басс-гитары можно ориентировочно отнести к 1973 году.
Первое, что бросается в глаза - форма корпуса: достаточно безобразная, чтобы вызывать недоумение, но недостаточно
шизофреническая (в отличие, скажем, от ЭЛЬТЫ), чтобы восприниматься как Гештальт. Просто - очень небрежная, перекошенная
дека, обводами напоминающая классический среднерусский самопал. Впрочем, в остальном это типичная советская
фабричная электрогитара, основой которой служит щит из произвольного набора буковых и еловых
брусков, который из-за характерной фанеровки шпоном красного дерева и толстенного слоя
радостно сияющего полиэфира действительно выглядит МЕБЕЛЬНЫМ. Гриф из трёх кусков бука с берёзовой накладкой, украшенной зелёными (в тон пикгарда) дотами, крепится к корпусу
четырьмя шурупами через металлический некплейт с выбитой ценой "160 рублей". Голова грифа не имеет наклона, поэтому
помимо крышки гайки анкера (явно восходящей к чехословацким гитарам
JOLANA) украшена скобообразным ретейнером. Колки - "советские бассовые стандартные".
Струнодержатель в виде гнутой пластины с отверстиями прикрыт хромированным кожухом. Бридж деревянный,
незакреплённый на корпусе, с металлическим порожком и возможностью регулировки высоты струн. Ни струнодержатель, ни
бридж не имеют заземления, в следствие чего при игре без опоры пальцев на звукосниматель гитара заметно фонит.
На пикгарде из зелёного "мраморного" целлулоида (контурами не сильно согласованного с формой деки) смонтированы
два Львовских датчика в металлических корпусах, имеющие чудесно гармонирующие с пикгардом красные вставки. Схема
гитары довольно любопытна в своей лаконичности: нижний потенциометр отвечает за общую громкость, а верхний является регулятором
баланса между датчиками (аналогичное решение практиковалось на немецких басс-гитарах
MUSIMA и на Ереванских
КРУНК'ах).
Оба потенциометра увенчаны эксклюзивными алюминиевыми ручками.
В плане эргономики басс неоднозначен: чтобы как-то скомпенсировать балансировку с упором на гриф, для игры стоя
потребуется широкий замшевый ремень, но сидя можно играть с достаточным комфортом. Гриф может поразить своей
толщиной и квадратностью профиля, но при этом ощущения неудобства абсолютно не вызывает - парадокс, характерный для многих белорусских
инструментов. Если экстерьерные достоинства гитары несколько сомнительны, то звуковые бесспорны: из всех советских
бассов этот обладает едва ли не самым лучшим голосом. Звук чёткий, артикулированный,
упругий, хотя и с характерным для отечественных короткомензурных (800 мм) инструментов преобладанием СЧ в спектре. Как не смешно, данный басс вполне
подходит для диско, мейнстрима и неизбежного пост-панка.
Настоящий экземпляр 1977 года выпуска ныне находится в одной из лучших
коллекций в Казани.
|