Совершенно волшебный инструмент, выпускавшийся филиалом Елецкого завода электронно-лучевых трубок ЭЛЬТА,
расположенным в городе Свердловске Луганской области УССР с 1972 года до второй половины 80-х.
Как и его шестиструнная сестра,
басс изготовлен с многочисленными нарушениями канонов мирового
гитаростроения: корпус (благодаря форме которого инструмент получил в народе прозвище "восьмёрка") состоит из
массивной обечайки, выпиленной из елового блока в котором бруски идут поперёк корпуса и приклеенных
к ней двух фанерных дек. За счёт довольно большой внутренней полости, звук инструмента ближе к т.н.
semi-solid. Безанкерный гриф склеен из двух кусков бука, причём слои бесхитростно располагаются один
над другим, а в качестве безрадиусной накладки используется шпон красного дерева, наклеенный на плоскость
верхнего куска. Крепление грифа также удивительно: к его пятке шестью шурупами привинчена металлическая
пластина с двумя резьбовыми отверстиями для винтов крепления, при этом пластина залита полиэфиром - но
на сустейне это, вопреки ожиданиям, не сказывается, поскольку дна кармана деки пятка не касается, а опора идёт
на выступающий за её периметр бортик грифа. Разметка ладов - доты, причём двумя точками отмечен десятый
лад. Колки с выточенными на токарном станке втулками, свободно выпадающими из отверстий в голове грифа -
похожие на Алапаевские, но возможно местного изготовления, на две стороны, при этом их расположение тоже вызывает оторопь:
скажем, колок первой струны для того, чтобы натянуть её надо вращать по часовой стрелке, а колок второй - против
(симметрично на второй стороне). Очень высокий пластмассовый направляющий порожек имеет столь неглубокие
пропилы, что струны не касаются нулевого лада. Антабки - похожие на использовавшиеся на Ростовких гитарах
металлические грибки с резьбой и отверстием под вороток, верхняя антабка крепит узкий металлический некплейт,
прикрывающий головки винтов крепления грифа.
Зацеп-струнодержатель представляет собой простую металлическую пластину S-образного профиля, крепящуюся
к деке двумя шурупами и нижней антабкой. Незакреплённый на корпусе бридж состоит из металлического основания с
двумя направляющими шпильками, двух циклопических регулировочных шайб и эбонитовой верхней части, в желобке
которой свободно лежит нижний порожек в виде металлического стержня с кольцевыми направляющими проточками.
Схема, смонтированная на замысловатом пикгарде из зелёного перлоида, состоит из двух Люберецких синглов,
варитона на пять положений, общего тембра, громкости и разъёма СГ-5. Как и во всём остальном, разработчики
инструмента в плане электроники не пошли в фарватере классического гитаростроения, а создали свою,
довольно остроумную схему: варитон позволяет ступенчато менять баланс между звукоснимателями (у некового
датчика навсегда обрезаны ВЧ), при этом по мере продвижения по часовой стрелке НЧ бриджевого звучка
зарезаются всё больше и больше. Таким образом, в крайнем левом положении галетника мы имеем только нековый
звукосниматель с обрезом ВЧ, а в крайнем правом только бриджевый с обрезом НЧ - со всей гаммой промежуточных
вариантов (аналогичная схема использовалась на
старинных немцах).
Вопреки всякой логике, при таком количестве конструктивных и схемотехнических решений, этот маломензурный
(770 мм) басс вполне звучит - даже на родных плосконавитых струнах. У него задорный винтажный голос, не
отягощённый, конечно, обилием сустейна, но вполне подходящий для ритм-н-блюза, гаражного рока и прочих
олдскульных дел. К недостаткам можно отнести явный дифферент на гриф, отсутствие заземления струн,
неочевидное расположение колков и колоссальное расстояние между струнами и грифом - даже при максимально
опущенном бридже.
Данный экспонат, произведённый в 1978 году (серийный номер 1110), приехал в МУЗЕУМ из Макеевки в 2012 году
в состоянии closed classic: практически неигранным, с родными струнами и ремнём из сыромятной кожи!
|