Как и всякое крупное и уважающее себя предприятие, Ленинградская фабрика народных (щипковых) музыкальных инструментов им. Луначарского имела в своём составе экспериментальный
цех, предназначенный для разработки новых изделий, в котором трудился цвет ленинградского лютнерства. В качестве дополнительной опции, учреждения и организации
культуры (и даже простые советские граждане!) могли размещать в этом кастомшопе индивидуальные заказы – в том числе по почте. Понятно, что выбор материалов и
качество исполнения инструментов здесь были на порядок выше, нежели при производстве
массовых моделей – правда при существенно большей стоимости: рассматриваемая
модель под названием "эстрадная гитара" стоила, например, 160 руб. 50 коп., а срок изготовления её составлял до 6 месяцев.
Довольно крупный корпус инструмента (форму которого можно обозначить как условный "антикатавей", чья генеалогия, судя по всему, восходит к
изделиям тевтонских мастеров) состоит из еловой верхней деки и фанерных
донца и обечайки, украшенных шпоном красного дерева. Топ усилен тремя поперечными еловыми пружинами, а нижняя дека такими же пружинами, но из махагона. Высота
обечайки 87 мм. Кленовый гриф крепится к корпусу винтом, вкручивающимся в прямоугольную металлическую пластину, привинченную к еловому клёцу. Выкрашенная в
радикально-чёрный цвет кленовая накладка размечена стильными ленточными маркерами из целлулоида. Пластмассовый верхний порожек служит направляющей для нулевого
лада. Установленные на фигурной голове с пролётками колки на двух планках 2х3 имеют расклёпанные в шестернях валы и овальные рифлёные лопасти из белого пластика.
Гитара выкрашена в чёрный цвет и покрыта нитроцеллюлозным лаком, а гриф, обе деки и f-образные апертуры украшены однослойным белым кантом.
Металлический струнодержатель-трапеция хорошо знаком нам по появившейся чуть позже джаззовой
адаптеризованной гитаре. Туда же перекочевал и незакреплённый на деке кленовый
бридж с пластиковой косточкой, позволяющий регулировать общую мензуру струн. Нижняя антабка – традиционный для ленинградских акустик небольшой пластиковый грибок.
Инструмент снабжён навесным пластмассовым пикгардом, который крепится кронштейнами к торцу грифа к обечайке. Помимо этого, видимо по пожеланию конкретного заказчика,
сабж укомплектован чёрным пластмассовым подлокотником и шикарным белым пикгардом, приклеенным к деке и гармонично завершающим общий авантажный экстерьер гитары.
Скромная электроника инструмента состоит из датчика "арт. 2056", закреплённого непосредственно на бридже через две винтовые шпильки и имеющего пару выступающих
контактов для специального кабельного гнезда.
Впечатления от данного изделия ленинградского кастомшопа почти исключительно превосходные: это довольно лёгкая стильная гитара с мензурой 657 мм, крайне
внушительным глубоким голосом, прекрасной артикуляцией и солидным сустейном – мы имеем весь спектр акустического звучания от академической классики до
цыганского "айнанэ" и от пост-битловских фолковых переборов до приджаззованой эстрады. При подключении, впрочем, характер звучания меняется не самым оптимальным
образом, а изрядная ширина грифа может порадовать только музыкантов с достаточно крупными дланями. В остальном же – весьма добротный и стильный инструмент. Также
помимо шести- и семиструнок в подобном форм-факторе выпускались и басс-гитары.
Данный экспонат, изготовленный в апреле 1965 года мастером А. М. Чепиго, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у барнаульским коллекционером
Максимом КАРАТАЙСКИМ в 2021 году.
|