Появившаяся в далёком 1961 году басс-гитара чехословацкого музыкального концерна JOLANA, недолго выпускавшаяся сначала на
фабрике предприятия, расположенной в Градце Кралове, а затем в Крнове.
Данная басс-гитара являлась парной к полуакустике
JOLANA Marina: корпуса инструментов
идентичны – две профилированные деки из берёзовой фанеры, усиленные еловыми пружинами, соединяются полноформатной (65 мм)
обечайкой из массива бука. Гриф, состоящий из трёх кусков клёна крепится к деке через пятку длинным винтом. Ореховая
накладка размечена прихотливой инкрустацией в виде
дотов двух калибров, вырезанных из речного перламутра. Пластиковый верхний порожек является направляющей гребёнкой для
нулевого лада. Выведенная в голову грифа гайка анкера прикрыта стандартной для
чехословацких гитар того периода
металлической крышечкой. Колковая механика (гитарная, раздельная, открытого типа с небольшими овальными пластиковыми
бутонами) установлена через аккуратные металлические втулки на голове, абрисом восходящей к более ранним
акустическим чехословацким гитарам.
Инструмент выкрашен в достаточно мрачный чёрно-красный бёрст, голова грифа оклеена радостным искристым пластиком, гриф и обе деки
забраны трёхслойным кантом, а окантовка достаточно своеобразных эф выполнена в виде цельных деталей, отлитых из белого
пластика.
Достаточно незамысловатый струнодержатель изготовлен из листового металла. Незакреплённый на деке металлический бридж, позволяющий
регулировать общую высоту струн и мензуру, идентичен ставившимся на JOLANA Marina и некоторые ранние
Tajfun (через полтора десятка лет он
был полностью скопирован Ростовскими умельцами –
правда уже не из металла, а из пластика). Металлические антабки имеют достаточно небольшой калибр и должны использоваться
с известной долей осторожности.
Схема гитары состоит из двух бассовых синглов BRILANT (отличающихся от гитарных корпусами, отфрезерованными из алюминия,
меньшими габаритами и катушками, намотанными без пластмассовой обоймы – прямо на магнит с приклееными к нему картонными
щёчками), намертво приклеенных прямо к верхней деке через фетровые прокладки без возможности вертикальной регулировки,
темброблока, смонтированного на металлическом пикгарде и типового JOLANA'вского болтообразного гнезда,
закреплённого на обечайке через крупный прямоугольный металлический джекплейт. Схема темброблока на удивление незамысловата:
трёхпозиционный селектор звукоснимателей (нек, нек+бридж, бридж), мастер-громкость и обрез ВЧ.
В качестве музыкального инструмента Basora откровенно радует: это довольно удобный басс с укороченной (770 мм) мензурой,
эффектным экстерьером и достаточно звонким голосом, прекрасно вписывающимся во всю палитру антикварных стилей от бита и
сермяжного рок-н-ролла, до сёрфа и эстрадных ретро-номеров.
Данный экспонат, выпущенный ориентировочно в районе 1965 года (серийный номер 40855), был восстановлен из изрядных дров
Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ и любезно
предоставлен им МУZEUMу в 2023 году.
|