Одна из пришедших в 1970 году на смену Tornado полуакустических гитар
Чехословацкого концерна JOLANA, этот инструмент является наглядной иллюстрацией желания фирмы максимально разнообразить свой
модельный ряд - за счёт не всегда однозначных экспериментов.
Studio имеет ту же характерную узнаваемую конструкцию, что и практически все массовые полуакустики, выпускавшиеся в Чехословакии с 1963 года:
две деки, усиленные достаточно солидными продольными еловыми пружинами, изготовлены из формованной берёзовой фанеры и
скреплены буковой обечайкой. Буковый гриф с накладкой из палисандра или (много реже) чёрного дерева крепится
к корпусу четырьмя шурупами через металлический трапецеидальнй некплейт. Разметка ладов выполнена небольшими дотами
трёх разных диаметров, частично из речного перламутра, частично - из пластика. Алюминиевый порожек служит направляющей гребёнкой для нулевого лада. Гайка анкера выведена
в пятку. Голова грифа несёт на себе шесть раздельных колков с крупными пластмассовыми лопастями, расположенных на две стороны довольно
оригинальным образом: 4 и 2. Обе деки, гриф и эфы украшены однослойным белым кантом,
а выкрашена гитара в классический "царский пурпур" (иногда встречаются экземпляры, выкрашенные в "солдатский" чёрно-зелёный-серый бёрст,
отдалённо напоминающий окрас Ленинградского фанерного
АРКТОП'а).
Струнодержатель-тремоло по мотивам Bigsby стандартный для гитар JOLANA того периода, и позволяет работать рычагом
как на повышение, так и на понижение строя. Типовой же, незакреплённый на деке, бридж состоит из верхней силуминовой обоймы с
регулируемыми сёдлами, ввинченными в разомкнутые отверстия с резьбой, и стального основания с ленточной пружиной для фиксации
качельного демпфера. Верхняя антабка для ремня закреплена шурупом, проходящим через некплейт, а нижняя представляет собой
фирменную JOLANA'вскую вывинчивающуюся подстроечную отвёртку.
Электрическая схема состоит из двух нетиповых сингловых звукоснимателей Magnetic, использовавшихся только на
парном бассу и Basora-2,
допускающих регулировку в двух плоскостях,
и навороченного темброблока, смонтированного на двух пикгардах. Схема этого устройства поражает воображение:
JOLANA'вские инженеры замахнулись, ни много ни мало, на пассивную систему шумопонижения! За счёт сложных резонансных контуров
какая-то часть шума действительно уходит, но - вместе с полезным сигналом (возможно, предполагалось использование этой модели
для сугубо студийной работы). Верхняя клавиша баяна подключает нековый звукосниматель
с упомянутой СШП, а оставшиеся три обслуживают бриджевый датчик: вторая включает его без обработки, третья обрезает ВЧ,
а четвёртая отвечает за СШП. Нижний потенциометр - мастер-громкость,
а два верхних позволяют настроить различные уровни выходного сигнала для игры соло и ритма, оперативно переключаемые одинокой
клавишей на верхнем роге. Клавиши стандартного типа, ставившиеся, скажем, на тот же
Special, только кнопки отлиты из белого пластика.
В плане использования по прямому назначению, Studio вызывает неоднозначные ощущения. В целом, это обычная Чехословацкая
полуакустика с мензурой 630 мм,
довольно удобная, поющая в меру коробчато, и, в сочетании с "экспериментальным" темброблоком (который настолько сильно сажает
выходной сигнал, что включать её целесообразно только в микрофонный вход), звучащая несколько несовременно. С другой стороны, вовсе необязательно пытаться играть на ней хеви-метал, а для
джаззовых переборов, лёгкого рок-н-ролла или "русскорокового" чёса она вполне подходит, а экстерьерные достоинства в комментариях
не нуждаются.
Данный экспонат (серийный номер 1714), был любезно предоставлен МУZEUMу питерским гитарным мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2012 году.
|