Упрощённая версия классической гитары Ереванской фабрики музыкальных инструментов
КРУНК, выпускавшаяся с рядом изменений параллельно основной
модели в период с 1972 по 1976 годы. Обе модели собирались из одних комплектующих и имели общую сквозную нумерацию.
Инструмент имеет аккуратный буковый корпус, оклеенный с обеих сторон берёзовой фанерой. Буковый безанкерный гриф, склеенный
из трёх кусков, крепится к деке тремя шурупами через каплевидный металлический некплейт с выбитым серийным номером. Плоская
буковая накладка размечена небольшими перлоидными точками. Верхний порожек, служащий направляющей для нулевого лада, склеен
из трёх слоёв белого целлулоида. Колковая механика - Ленинградская, с силуминовыми штоками на единой планке, укомплектованная
точёными на станке втулками, легко выпадающими из отверстий, вследствие чего на многих инструментах они частично или полностью
отсутствуют. Корпус и гриф покрыты чёрным полиэфирным лаком с эффектом "звёздная пыль".
Струнодержатель-тремоло является почти точной копией ставившихся на Чехословацкие гитары
JOLANA (в свою очередь позаимствовавших
идею у
FENDER Jaguar) и отличается от них цанговым зажимом крепления рычага. Незакреплённый на корпусе металлический бридж также
позаимствован у Чехословацких лютнеров и представляет собой прикрытое пружинящей ленточной крышкой корытце с
цилиндрическими сёдлами для юстировки мензуры каждой струны в отдельности, установленное на две регулируемые по высоте винтовые
стойки (при этом правая стойка частично опирается на пикгард). Антабки - небольшие металлические цилиндры с проточкой, сильно
напоминающие современные ответные части стреп-локов.
Основное отличие КРУНК-50 от базовой модели - количество датчиков: их всего два. Электрическая схема гитары и пикгард за годы выпуска претерпели
определённые изменения. Ранние экземпляры комплектовались разноцветными пикгардами из искристого пластика и имели схему,
аналогичную басс-гитаре АНИ, включающую в себя варитон. В 1974 году
произошёл переход на пикгарды из окрашенного с оборота чёрной
краской оргстекла и окончательное упрощение схемы: помимо двух нерегулируемых синглов в металлических корпусах в неё входят
потенциометр баланса датчиков, общая громкость и гнездо СГ-5 на ребре корпуса (при этом дополнительная фрезеровка деки под галетный
переключатель сохранилась). Заземление струн не предусмотрено.
Как и старшая модель, КРУНК-50 обладает теми же достоинствами и недостатками. Это достаточно удобная лёгкая электрогитара с мензурой
650 мм, хорошим балансом и радующим взгляд экстерьером. В то же время, слишком малый угол перелома струн через бридж вызывает
досадный дребезг (а то и завал набок) сёдел, выхлоп датчиков откровенно слаб, что в сочетании с отсутствием заземления не лучшим
образом сказывается на звуке. При этом инструмент обладает довольно приятным голосом (хотя и не лишённым определённой "коробчатости"),
хорошо подходящим для бита, ритм-н-блюза, русского рока и реггей.
Данный экспонат, произведённый в начале 1975 года (серийный номер 14247), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем
генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.
|