По сути - самая первая электрогитара, носящая имя дочери чехословацкого Лео ФЕНДЕРА - Йозефа РУЖИЧКИ.
Данный чудесный инструмент выпускался ещё под маркой NEOTON в Градце Кралове начиная с 1959 года, и впоследствии
подарил своё имя целому гитарному концерну ЧССР.
Корпус, характерной для джаззовых арктопов формы, имеет довольно большую глубину и состоит из двух профилированных
дек из берёзовой фанеры, усиленных еловыми пружинами, и обечайки из массива бука. Трёхкусковый кленовый гриф несёт
на себе кленовую же накладку, размеченную пластиковыми скошенными ленточными маркерами.
Крепление грифа к корпусу при помощи одного винта сквозь пятку, только в отличие от привычных
нам советских гитар , гриф и карман деки
подогнаны друг к другу так, что нет никакого люфта.
Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта целлулоидной пластиной. Колки на две стороны, 2х3, смонтированные на
общих планках, с пластиковыми штоками для классической гитары, и крупными "зализанными" прямоугольными лопастями.
Обе деки, оригинальные апертуры
и гриф украшает однослойный кант, а голова грифа оклеена толстым эбеновым шпоном. В общем и целом, NEOTON Jolana
является старшей сестрой JOLANA Marina:
по конструкции эти гитары идентичны.
Нехитрый струнодержатель изготовлен из металлического листа, и здорово напоминает ставившийся на болгарскую
КРЕМОНУ -
только отзеркаленный и лишённый тремоло (вопрос о том, кто у кого позаимствовал пока остаётся открытым - хотя больше всего
данная деталь похожа на зацеп HOFNER Compensator). Резной кленовый
бридж, незакреплённый на корпусе, позволяет регулировать общую высоту струн и селективно отстраивать мензуру путём
переставления деревянных сёдел в пазах. Антабки - малокалиберные, металлические.
Электрическая схема гитары довольно проста: два датчика Brilant, привинченных к деке через незамысловатые деревянные подставки,
раздельные регуляторы громкости датчиков, мастер-громкость и общий тембр, снабжённые крупными чашеобразными пластмассовыми ручками, и необычное выходное гнездо,
один в один напоминающие современные гнёзда для внешнего питания гитарных примочек.
Этот NEOTON является типичной пожилой джаззовой полуакустикой, со всеми её плюсами и минусами: с одной стороны, мензура 630 мм,
неплохой баланс, удобный гриф и небольшой вес делают инструмент вполне эргономичным. С другой - не самые мощные синглы
и склонность полого корпуса к фидбэку не позволяют использовать гитару со сколь либо значительным уровнем перегруза.
Собственно, это и определяет стилистическую нишу гитары: джазз, лёгкий рок-н-ролл, биг-бит и русский рок. Зато в этих жанрах
Jolana звучит более, чем убедительно: голос у неё невероятно полный, "тот самый".
Данный экземпляр, выпущенный на рубеже 50-х - 60-х годов, имеющий серийный номер 5280 и не нуждавшийся в восстановлении, был
любезно предоставлен МУZЕУМ'у питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ.
|