МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


JOLANA Pedro

Басс-гитара JOLANA Pedro

Ныне при словах "шестиструнный басс" сходу представляется нечто огромное, обильное разнообразным деревом, с грифом шириной в подоконник и пригодное только для ню-метала и брутальной альтернативы. Не так обстояло дело в далёком 1956 году, когда DANELECTRO запустили в производство свой UB-2: по сути это была баритон-гитара с бассовыми струнами. Чехословацкий концерн JOLANA откликнулся на новацию в 1961 году, фактически синхронно с FENDER'овским Bass VI запустив на фабрике в Градце Кралове модель Pedro. Инструмент выпускался камерными тиражами (всего до 1967 года было выпущено не более полутора тысяч экземпляров), и в настоящее время является натуральным раритетом.
Pedro во многом наследует появившемуся на год раньше JOLANA Basso IV: небольшая и довольно тонкая дека изготовлена из правоверной ольхи, а целиковый кленовый гриф крепится к корпусу четырьмя шурупами через трапецеидальный металлический некплейт и снабжён анкером, закладывавшимся с тыльной стороны и прикрытым характерной махагоновой "полоской бурундука". Гайка анкера выведена в голову грифа и закрыта стандартной металлической крышечкой. Колки с овальными пластмассовыми лопастями – раздельные, открытые, отличающиеся от гитарных только рассверленными под бассовые струны отверстиями в штоках. Не имеющая наклона голова снабжена скобообразным ретейнером, обеспечивающим надёжное прилегание струн к пластиковому направляющему порожку. Накладка, представляющая собой единое целое с грифом, размечена чёрными дотами.
Крепление струн осуществляется сквозь корпус через солидные металлические втулки, заметно выступающие с лицевой стороны деки. Незакреплённый на корпусе кленовый бридж идентичен ставившимся на чехословацкие электрогитары, и позволяет при помощи смещения деревянных (!) сёдел юстировать мензуру каждой струны в отдельности и регулировать общую высоту. Антабки – стандартного для JOLANA "большого" калибра, как, скажем, на JOLANA Diamant.
Смонтированная на белом пластмассовом пикгарде схема состоит из двух звукоснимателей Brilant, трёхпозиционного галетного переключателя режимов работы датчиков (нек, нек+бридж, бридж), мастер-громкости, регулятора тембра и болтообразного гнезда под джек. Заземление выведено на крайнюю правую втулку крепления струн, а общий контакт осуществляется через нулевой лад.
Pedro представляет собой довольно милый кунштюк, вызывающий в наше время, однако, некоторое недоумение: это лёгкий, удобный инструмент с мензурой 770 мм, естественным образом поклёвывающий носом, с задорным звонким голосом и возможностью нарулить достаточно широкую палитру тембров – непонятна лишь сфера его применения. В 50-е годы изготовители подобных инструментов уповали на то, что их "промежуточные" изделия глянутся и контрабасистам, и гитаристам. История, впрочем, не позволила им усидеть на двух стульях. Помимо не самого идеального баланса к недостаткам Pedro можно отнести довольно солидный D-образный профиль грифа и несколько узковатую накладку: играть аккордами не позволяет строй на октаву ниже обычной гитары, а для игры как на бассу маловато межструнное расстояние. В целом, можно сказать, что это изделие чехословацких лютнеров может придтись ко двору последним динозаврам из почти вымершего класа "басс-гитаристов".

Данный экспонат, изготовленный где-то в первой половине 60-х (серийный номер 91114), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2021 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ