Достаточно редкий в наших краях инструмент, запущенный в производство мастерами Крновской фабрики в 1960 году. В принципе,
это первый цельнокорпусной басс чехословацкого концерна JOLANA, по сути являющийся переизданием модели NEOTON Basso,
появившейся в 1959 году как дополнение к серии Star.
Небольшой узкий корпус достаточно необычной формы выполнен из ольхи. Изготовленный из цельного куска клёна лакированный гриф
крепится к деке четырьмя шурупами через классический трапецеидальный металлический некплейт. Гитара оснащена нулевым ладом
и белым пластиковым направляющим порожком. Разметка ладов выполнена небольшими
чёрными пластмассовыми дотами. Колки обычные гитарные, с "резными" основаниями, крупными заоваленными лопастями и
рассверленными под бассовые струны штоками.
Поскольку голова грифа не имеет наклона, на ней установлен скобообразный ретейнер. Он, также как и металлическая крышка
выведенной в голову гайки анкера (закладывавшегося в выборку с тыльной стороны грифа), стал
стандартом не только для гитар JOLANA, но и для изделий
Борисовской фабрики музыкальных инструментов.
Струны на Basso IV крепятся довольно оригинальным способом, проходя через четыре толстые металлические втулки, пронизающие корпус
насковозь и обрамлённые белыми пластмассовыми параллелограммами. Кленовый бридж с деревянными (!) сёдлами не закреплён
на корпусе и позволяет регулировать общую высоту струн, а также раздельно подстраивать мензуру. Антабки - стандартные, металлические,
среднего калибра.
Электроника, смонтированная на пикгарде из белого пластика, состоит из двух намертво привинченных синглов
во фрезерованных алюминиевых корпусах с перемещаемыми вдоль струн магнитоводами, мастер-громкости, трёхпозиционного галетного
селектора датчиков (нек, нек + бридж, бридж), общего тона и традиционного болтообразного гнезда. Заземление струн наличествует.
С точки зрения эксплуатации, данный прародитель цельнокорпусных бассов JOLANA во многом предопределил параметры своих
потомков: это короткая мензура (770 мм), простой темброблок, общее удобство и эргономичность: очень небольшой, очень лёгкий
и хорошо сбалансированный. В плане звука - это вполне адекватный
инструмент для стилей, бытовавших на момент его разработки: сёрф, биг-бит, рок-н-ролл, твист и прочие неэкстремальные
танцевальные музыки звучат на ура. Звук чёткий, плотный, с яркими обертонами, вполне ясно читающийся в миксе. Из
недостатков можно отметить несколько слабоватый выхлоп датчиков и понятное отсутствие сверхглубоких низов в голосе.
Данный экспонат, произведённый в середине 60-х (серийный номер 803933), был любезно предоставлен МУЗЕУМу
питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2013 году.
|