По сути - первый полномензурный (860 мм) цельнокорпусной басс концерна JOLANA, выпуск которого начался на фабрике в Крнове в
1982 году.
Дека из ольхи, фанерованная шпоном красного дерева поражает своей массивностью и весьма напоминает формой
IBANEZ Musician bass.
Мощный кленовый гриф с
буковой накладкой крепится к корпусу четырьмя шурупами через прямоугольный металлический некплейт с
клеймом "JOLANA". Разметка ладов - небольшие белые точки, продублированные на ребре. Голова грифа традиционно
фанеровалась тем же краснушным шпоном, однако на этом экземпляре, в виду небольшой каверны, заделанной
шпаклёвкой, гриф ещё на заводе был окрашен в чёрный цвет, что в какой-то степени объясняет, откуда в партиях
чехословацких инструментов с традиционно белыми грифами - нет-нет, а и попадётся чёрная овца. Колки солидные,
закрытого типа, такие же ставились на D-bass (хотя основная масса
Superstar'ов комплектовалась колками с двухлепестковыми лопастями). Гайка анкера выведена в голову грифа и
прикрыта металлическим пятигранным флажком. Логотип "Superstar" - объёмный металлический.
Струны крепятся сквозь корпус, проходя через основательные металлические втулки. Монолитный стальной бридж,
также как и всё в этой гитаре, поражает монументальностью и отдалённо напоминает машинки, ставившиеся на
бассы PEAVEY Т-40. Солидные раздельные сёдла,
закреплённые в тяжёлой станине, позволяют регулировать мензуру и
высоту каждой струны по отдельности. Две небольшие металлические антабки нового для JOLANA профиля.
Электрическая схема состоит из двух крупных датчиков Topaz на две катушки в пластмассовых хромированных корпусах, стандартного
трёхпозиционного свитчера звукоснимателей, раздельных регуляторов тембра и общей громкости. Схема темброблока,
смонтированная на отдельной печатной плате (!), расположенной в полости корпуса, впрочем, не так проста, как
может показаться. Катушки в датчиках подключены в качестве хамбакера со средней точкой, их сигналы смешиваются,
проходя через регулируемые фильтры (при этом в цепи некового звукоснимателя наличествует катушка индуктивности (!),
подчёркивающая ВЧ), вследствие чего меняется сама структура звука, а общая громкость оснащена конденсатором
для тонкомпенсации.
В общем и целом, Superstar bass представляет собой очень мощный, взрослый инструмент для "настоящих
мужиков" - даже по современным меркам. В силу грамотных технологических решений, инструмент обладает довольно красивым объёмным звуком,
а благодаря хитрой схемотехнике позволяет нарулить звучание на любой вкус - от лёгкого джаззового до брутального
металлического. В сравнении с ним SQUIER Jazz Bass звучит на редкость
глухо, скучно и пусто. К недостаткам инструмента можно отнести сравнительно небольшой выхлоп и изрядный
вес, во всём остальном - лучший социалистический басс. Просто зверь-машина. Как водится, в паре к бассу выпускалась не
менее достойная шестиструнная инкарнация.
Этот экспонат, имеющий серийный номер 2051, был любезно предоставлен МУЗЕУМу питерским гитарным мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2011 году.
|