МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


MARMA "1653"

MARMA

Основанная ещё в 1920 году в Майнце немецкая фирма MARMA в 30-е годы осела в Мекке силезского музыкального промысла, городе Маркнойкирхене. Оказавшись после войны на территории ГДР, предприятие продолжало выпускать небольшими партиями струнные и щипковые инструменты, а также сопутствующие изделия, типа известных каподастров TROMON и прочих кофров. Мы рассмотрим одну из не очень многих моделей их электрогитар, которую крайне условно можно обозначить как "1653".
Небольшой корпус классической формы состоит из верхней деки, изготовленной из профилированного елового массива, нижней деки из буковой фанеры и такой же обечайки. Нижняя дека усилена тремя поперечными и одной продольной пружиной, а верхняя – тремя поперечными и двумя веерными параллельно эфам (при этом эфы дополнительно усилены изнутри фанерными накладками). Вклеенный в корпус по 15-му ладу гриф из трёх брусков бука (встречаются версии с большим числом слоёв и махагоновыми вставками) несёт на себе палисандровую накладку, размеченную ленточными маркерами из целлулоида. Верхний порожек трёхслойный. На кокетливо оклеенном с лицевой стороны белым целлулоидом пере грифа установлены колки на двух планках 2х3 с расклёпанными в шестернях валами и карамельно-перламутровыми пластиковыми лопастями. Инструмент выкрашен в тёмный бёрст, верхняя дека забрана четырёхслойным кантом, а эфы и гриф - однослойным.
Струнодержатель-тремоло качельного типа – типовой для восточногерманских электрогитар того времени – снабжён устрашающим рычагом длиной около сорока сантиметров. Незакреплённый на корпусе и позволяющий регулировать общую мензуру и высоту струн двухчастный деревянный бридж с пластиковым порожком – столь же стандартный. Пикгард с логотипом, изготовленный из окрашенного с оборота чёрной краской оргстекла, крепится двумя металлическими кронштейнами к обечайке и торцу грифа. Вопреки ожиданиям, на данном инструменте штатно не предусмотрены антабки, однако на иных экземплярах они встречаются (как правило только нижняя в виде крупного пластмассового грибка).
Схема гитары являет собой классический немецкий канон: два звукоснимателя SIMETO в металлических корпусах с винтами-магнитоводами намертво прикручены к верхней деке через чёрные целлулоидные подставки, на небольшом пикгарде установлен варитон на четыре положения (бридж, нек+бридж, бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ), регулятор громкости, работающий только во втором положении галетника, мастер-громкость и пластмассовое гнездо под джек, установленное на обечайки вблизи зацепа струнодержателя.
В качестве музыкального инструмента данное изделие "Musikhaus Аm Rhein, MАinz" производит приятное впечатление: инструмент достаточно лёгкий, звонкий, с характерным MUSIMA'вским грифом, с мензурой 640 мм и привычным набором звуковых паттернов. Естественно, использовать эту гитару для каких-либо утяжелённых стилей неразумно, а вот джазз, сёрф, инди и, что греха таить, "русский рок" звучат вполне аутентично.

Данный экспонат, произведённый где-то в районе 1965 года, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2021 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ