Ранняя версия одной из самых причудливых гитар советского гитаростроительного комплекса, разработанная
Геннадием Ильичом Демура и выпускавшаяся
филиалом Елецкого завода ЭЛЬТА, расположенным в городе Свердловске Луганской области УССР с 1972 по
1977 год.
В отличие от более поздней инкарнации, ЭГСР-650 выглядит намного благообразнее.
Небольшой аккуратный корпус вполне гармоничной формы выполнен по принципу semy-hollоwbody - выпиленная из фанерного блока
неширокая обечайка вклеена между двух дек из 5-миллиметровой берёзовой фанеры. Гриф буковый, трёхкусковый, с буковой
накладкой, размеченной маркерами из зелёного целлулоида,
имеет вполне классический профиль. Голова грифа, украшенная наклейкой из "мраморного перлоида) чуть уже и изящнее, чем у следующего воплощения.
Маркеры - небольшие круглые точки на 5, 7, 10 и 12 ладах. Колки - стандартные, львовские акустические,
с силуминовыми штоками, 1х6 и втулками, выточенными на токарном станке. Гриф крепится к корпусу двумя винтами, вкручивающимися
в привинченную (!) к пятке грифа металлическую пластину. Мензура у инструмента, как явствует из названия, 650 мм.
Антабки - металлические грибки на нижнем торце и между
винтами крепления грифа. Верхняя антабка крепит металлический некплейт, на котором вручную (!) выгравированы
номенклатурные письмена. Покрытие корпуса и грифа - слой чёрного полиэфирного лака, довольно тонкий (самые первые партии
красились итальянским полиэфиром в красный, зелёный, синий, жёлтый и голубой цвета).
Струнодержатель-тремоло - самобытная и вполне работоспособная версия
Jaguar'овского.
Незакреплённый на деке бридж состоит из металлического основания с двумя близко посаженными винтовыми шпильками
с массивными грубыми подстроечными гайками, выточенной из эбонита ответной части и свободно лежащего
прутка-порожка. В силу малого расстояния между верхней кромкой машинки и нижним краем пикгарда, регулировка
мензуры - чисто номинальная.
Схема, смонтированная в данном случае на пикгарде из того же зелёного перлоида (на более ранних экземплярах
использовался японский искристый пластик, а на более поздних - листовой полиэтилен), отличается от схемы младшей сестры: три ранних Львовских
сингла (скопированных с чехословацких звукоснимателей Brilant) в прямоугольных хромированных корпусах с ползунковыми
магнитоводами, пятипозиционный варитон-галетник, регуляторы громкости и тембра
с точёными металлическими ручками (на более поздние экземпляры ставились обычные телевизионные ручки). Варитон позволяет
получить пять контрастных тембров (по часовой стрелке): нек с обрезом ВЧ, миддл с обрезом ВЧ + бридж, нек с обрезом ВЧ +
бридж с обрезом НЧ, бридж с обрезом НЧ, бридж с полным обрезом НЧ.
С точки зрения удобства игры, как ни странно, ЭГСР-650 несколько уступает более поздней модели: в силу бoльшего
верхнего рога вторая удобнее по балансу. По звуку ЭЛЬТА ничуть не хуже тех же ТОНИКИ
или УРАЛа, и в целом достаточно удачна - если не принимать в расчёт некоторую
топорность исполнения.
Данный экспонат, произведённый ориентировочно в начале 70-х, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем
генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.
|