Компания FRAMUS (FRAnconian MUSical instruments) была основана Фредом Вильфером в 1946 году в Эрлангене для трудоустройства депортируемых из Чехословацкого
города Луби этнических немцев-мастеров (для понимания всей сути европейского гомеостаза необходимо понимать, что Европа – страна маленькая и делившаяся
100500 раз, поэтому можно спокойно говорить о неком традиционном ареале обитания обобщённых лютье в районе границы современной Германии и Чехословакии).
В 1954 году в баварском Бубенройте была открыта новая фабрика, где на волне последовавшего бума рок-н-ролла и бита началось производство электрогитар,
одну из которых мы сейчас и рассмотрим.
Махагоновый корпус, беззастенчиво заимствующий форму у
заокеанского прототипа, изготовлен из блока красного дерева,
прикрытого с обеих сторон кленовым шпоном. Гриф, изготовленный из авиационной фанеры (переклей множества тонких слоёв кленового и махогонового шпона,
чьи слои перпендикулярны накладке), крепится к деке четырьмя шурупами, проходящими через небольшой металлический некплейт в форме перевёрнутой трапеции.
Палисандровая накладка грифа размечена небольшими дотами, продублированными чёрными точками на ребре. Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта
треугольной латунной крышечкой. Раздельные колки с массивными металлическими корпусами (некоторые
безответственные авторы пишут, что крышки эти, якобы,
"фрезеровались из цельных кусков металла" – но мы-то с вами понимаем, что это чудовищно нетехнологично и на самом деле корпуса штампованные) и коронообразными
пластиковыми лопастями установлены через тонкостенные втулки-люверсы. Верхний пластиковый порожек традиционно служит направляющей для нулевого лада.
Корпус инструмента выкрашен в довольно жёсткий трёхцветный бёрст, гриф под прозрачным лаком, его накладка забрана однослойным белым кантом, а оклеенную
шпоном чёрного дерева голову украшает врезной латунный логотип.
Струнодержатель-тремоло представляет собой прикрытый декоративной крышкой шарнирно закреплённый на двух стойках прямоугольный металлический блок с прорезями для
фиксации бобышек струн и подпружиненной планкой для крепления рычага, фиксирующегося цанговым зажимом. Сложносочинённый бридж с раздельными сёдлами
в общем-то повторяет идею тюн-о-матика и позволяет отстраивать общую высоту и мензуру каждой струны в отдельности. В оригинале бридж был укомплектован
малофункциональной качельной сурдиной и крупной крышкой, прикрывающей всё это безобразие, утраченное на данном экземпляре. Антабки в форме песочных часов
изготовлены из алюминия. Надо отдельно отметить, что понятие "de Luxe" реализовано на этой гитаре за счёт тонкого слоя позолоты на всех металлических
частях, включая огромный металлический "доспех" в нижней части корпуса.
Схема инструмента подозрительно логична для сумрачного тевтонского гения: три регулируемых по высоте сингла, установленных в
металлических ванночках, прикрученных в выборке деки, прикрытой пикгардом из "струйчатого" целлулоида, довольно популярного в те годы, подключаются
раздельными двухпозиционными ползунками на левом роге. Темброблок, смонтированный на уже упоминавшемся "доспехе" включает в себя пары регуляторов
для каждого датчика, расположенные, впрочем, довольно своеобразно (сверху вниз вдоль края корпуса): громкость нека, тембр нека, громкость миддла, громкость
бриджа, и тембры миддла и бриджа ближе к тремоло.
Рассматриваемый инструмент вызывает противоречивые чувства: он, безусловно, красив и импозантен, удобен эргономически, тяжеловат (чуть больше 4 кг),
имеет мезуру 625 мм, но голос его, скажем так, несколько нишевый: он, безусловно, хорош в подгруженных грязноватых ритм-партиях прото-харда или
ретро-блюзе, но звучит довольно глухо и, невзирая на довольно мощные (>11 кОм) датчики, несколько тиховат.
Данный экспонат, выпущенный в 1964 году (серийный номер 4612-64В), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Петербургским музыкальным магазином
Guitar Bank в 2020 году.
|