Любопытный инструмент, недолго выпускавшийся Западногерманской артелью FRAMUS в начале 60-х годов
прошлого века. Данная модель, снабжённая никелированной либо позолоченной фурнитурой, комплектовалась
двумя или тремя датчиками, и от более поздних инкарнаций отличается отсутствием устройства "Organ Effect",
представлявшего собой дополнительный потенциометр громкости с возвратной пружиной и крючковатым штоком
для управления мезинцем.
Форма корпуса, изготовленного из шпонированной ольхи, и выкрашенного в весёленький бежевый цвет, недвусмысленно
отсылает нас к
FENDER Jaguar. Гриф, крепящийся
к корпусу четырьмя шурупами через трапецеидальный металлический некплейт,
изготовлен по технологии Everstraight, позаимствованной у производителей авиационных пропеллеров – то бишь из
тонкослойной буковой фанеры, слои которой перпендикулярны плоскости палисандровой накладки. Вопреки традиционному
скепсису в отношении фанерных грифов, могу засвидетельствовать, что за почти полвека
гриф не повело. Накладка несёт на себе 21 лад + нулевой, и с непривычки кажется слегка узковатой
("тип А", ширина 38 мм).
Разметка выполнена перлоидными дотами, продублированными на ребре.
Гайка анкера под ключ-семёрку выведена в голову и прикрыта треугольной латунной пластиной. Родные колки с
цилиндрическими крышками (вполне в традициях СССР выфрезерованными из цельного куска металла!) и коронообразными
пластиковыми головками достаточно надёжны. Корпус инструмента выкрашен в бежевый цвет, гриф затонирован под красное дерево,
перо грифа с лицевой стороны покрыто эбеновым шпоном и украшено врезным латунным логотипом фирмы-производителя.
Струнодержатель-тремоло, конструктивно являющийся прототипом для ставившихся на болгарские
ORFEUS'ы,
позволяет работать рычагом и на повышение и на понижение строя. Бридж - снабжённая демпфером вариация
тюн-о-матика, позволяющая регулировать общую высоту струн и юстировать мензуру каждой в отдельности.
Антабки - ничем не примечательны, если не считать того, что изготовлeны из алюминия.
Электроника представлена двумя регулируемыми по высоте синглами с раздельными магнитными сердечниками
в металлических корпусах, подключающимися установленными на хромированной пластине на верхнем роге
выключателями, и темброблока, смонтированного на поражающем воображение металлическом панцире,
прикрывающем собой дополнительно и механизм тремоло –
ну как тут не вспомнить
"Чернигов"? Распайка темброблока не является совсем очевидной: НЧ некового датчика по умолчанию
слегка обрезаны, и верхний ползунковый переключатель либо позволяет плавно регулировать обрез его ВЧ
верхним потенциометром, либо полностью их обрезает, а нижний ползунок в одном положении даёт фиксированный обрез НЧ
бриджевого звукоснимателя с плавной регулировкой обреза ВЧ, а во втором, наоброт, обрезает
ВЧ с плавной регулировкой обреза НЧ средним потенциометром. Нижняя ручка - мастер-громкость.
С точки зрения эксплуатационных характеристик Strato de Luxe показал себя как исключительно славный инструмент
с мензурой 625 мм.
Он вполне удобен в плане эргономики (хотя металлический доспех мог бы быть и полегче),
а его звук на перегрузе (на чистом канале Strato, если честно, не особо впечатляет) замечательно подходит для панка,
русского рока и даже харда. Это действительно небольшая,
но очень серьёзная гитара – в отличии от появившегося полтора десятка лет спустя
Восточногерманского
Jaguar'а.
Данный экспонат, выпущенный в 1964 году (серийный номер 16029-64D) приехал ко мне вместе с небольшим аккуратным
кофром из польского города Згожелец в 2011 году.
|