Праматерь всех отечественных цельнокорпусных гитар, выпускавшаяся Московской Экспериментальной фабрикой музыкальных инструментов на протяжении около
пятнадцати лет, ориентировочно с 1958 года. Первый блин, в общем-то, не вышел комом, поскольку конструкция да и общий вид были ничтоже сумняшеся
позаимствованы московскими мастерами у чешской гавайки
Arioso фирмы RESONET, предшественника
концерна JOLANA.
Дека инструмента, конструктивно совмещённая с грифом, изготовлена из цельного куска красного дерева – Империя могла позволить себе подобную роскошь,
хотя в дальнейшем использовался также и бук. Поскольку на подобных инструментах гриф выполняет лишь разметочную функцию, то реализован он в виде
профилированной пластмассовой пластины, украшенной довольно прихотливой разметкой и намертво приклеенной к корпусу. В силу неких причин,
вероятно связанных с усадкой пластика, почти на всех сохранившихся гавайках в разметочной пластине имеются поперечные разрывы. Головка грифа также
оклеена белым пластиком и оснащена колками от обычной акустики, 2х3, установленными вертикально, с механикой, закрытой объёмными пластмассовыми
крышками. Верхний порожек из ели, с вложенным в паз металлическим стержнем, о который переламываются струны.
Струнодержатель выполнен в виде примитивного металлического уголка с отверстиями, прикрытого декоративной скобообразной крышкой из латуни - подобная
конструкция использовалась в дальнейшем на
"Черниговских" электрогитарах, что, впрочем, ни о чём не говорит.
Бридж, незакреплённый на корпусе, по конструкции повторяет верхний порожек - такой же профилированный деревянный брусок с обрезком металлического
стержня. В оригинале головка грифа и блок звукоснимателя с бриджем закрываются причудливыми кожухами, отформованными из прозрачного оргстекла.
Схема гитары ещё проще, чем у чехословацкого прототипа: один звукосниматель-сингл, состоящий из трёх катушек от реле – по одной на каждую пару струн,
прикрытых пластмассовым корпусом (подобные датчики ставились на
электрифицированные акустики, выпускавшиеся с начала 60-х годов той же
МЭФМИ) и регуляторы громкости и тембра, оснащённые ручками, впоследствии перекочевавшими на Луначарские
АРКТОП'ы. Разъём – два контакта под обычную вилку, подобные тем,
что ставились на Ленинградские АККОРД'ы. Во избежание гибели инструмента при
ошибочном включении в осветительную сеть, в схему добавлен проходной конденсатор. (Схема самых
ранних гаваек МЭФМИ полностью копировала схему RESONET
Ariozo, включая в себя хамбакер со средней точкой и три потенциометра: громкость, тон и баланс между катушками.)
Звук у гитары довольно специфический, но в общем характерный для гавайских гитар – среднечастотный, с гортанными призвуками. Мензура – 580 мм. Невзирая
на достаточно мощный (9,8 кОм) звукосниматель, по нынешним временам сигнал слабоват, а отсутствие заземления на струны обеспечивает сравнительно
мощный фон. Впрочем, не будучи "настоящим гавайцем", я не возьмусь как-либо оценивать звучание и удобство игры. Строй инструмента, рекомендованный
производителем – EC#AEAE, хотя у прототипа заявлено ECAGEC.
Данные реликтовые ископаемые обычно доходят до наших
дней в изумительной сохранности – в родных кофрах, со слайдером, паспортом и прочими ништяками. Объясняется это довольно просто: на ледяных Российских
просторах подобные инструменты практически не были востребованы, а посему мирно коротали свой век, никем не потревоженные, в дальних углах кладовок и
чердаков. Мне же, как обычно, "посчастливилось" – в 2010 году из Белоруссии ко мне приехал фактически один деревянный корпус без ничего, поэтому сил
и нервов в восстановление инструмента было вложено немало.
|