Возможно, самая первая серийно выпускавшаяся в СССР электрогитара: судя по всему, производство этих комбинированных устройств
было начато Московской экспериментальной фабрикой музыкальных инструментов в самом начале 60-х годов прошлого века,
ещё во времена Совнархозов - и продолжалось десять лет без особых изменений.
Верхняя дека инструмента выполнена из весьма добротного елового массива, нижняя, как и обечайка - из берёзовой фанеры и лущёного шпона.
Система пружин Z-образная, обычная для отечественных гитар массовых серий.
Кленовый гриф, имеющий достаточно тонкий для акустики профиль, крепится к корпусу на винте, проходящем через пятку.
Грушевая накладка размечена пластмассовыми точками, иногда имевшими смещение к краю накладки.
Колковая механика (гитары выпускались в шести- и семиструнных вариантах) на двух планках, с расклёпанными в латунных шестернях
металлическими валами. Верхняя дека забрана
шестислойным деревянным кантом, нижняя - однослойным, а резонаторное отверстие украшено наборной деревянной инкрустацией
(на более поздних инструментах использовалась кольцевая бумажная аппликация под лаком).
Нижняя кобылка кленовая, увеличенной из-за звукоснимателя высоты (по той же причине посадка грифа несколько выше,
чем у обычной акустики), укомплектованная пластиковым нижним порожком. Нижняя антабка - традиционная пластмассовая кнопка.
Электрическая схема гитары состоит из привинченного к деке звукоснимателя в пластиковом корпусе и темброблока, смонтированного
на пикгарде из белого пластика в вырезе обечайки левее грифа. Конструкция звукоснимателя, ставившегося также на
гавайки МЭФМИ,
довольно любопытна: он состоит из трёх или четырёх катушек от электрических реле и нескольких магнитов от дверных защёлок,
смонтированных на общем каркасе-магнитоводе. Темброблок вопиюще прост: обрез ВЧ, общая громкость и
разъём под радиовилку (на более поздних инструментах устанавливался уже "прогрессивный" СГ-5). Примечательно, что
ручки потенциометров очень напоминают ставившиеся на Ленинградские
РИТМ-СОЛО. Заземление струн, естественно, не
предусмотрено. Аналогичная схема использовалась на прочих
"электрогитарах", выпускавшихся под артикулом 410.
Если рассматривать звучание этого инструмента с точки зрения акустической, то адаптеризованная гитара МЭФМИ являет собой пример
обычной хорошей советской гитары массовых серий c мензурой 610 мм - голос у неё достаточно громкий, не наполненный благородными басами, но вполне
читаемый и внятный. При подключении мы имеем практически тот же самый звук, чуть более плоский, но вполне подходящий для
исполнения романсов, КСП, цыганских песен и шансона. Возможны отдельные вылазки на территорию блюза и фолка, но
их уместность определяется умением, желанием и конкретным экземпляром. Использование этой гитары с перегрузом возможно в
области нойза и нарочито-грязного гаражного панка.
Данный экспонат, произведённый в 1970 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем
генофонда отечественных электрогитар
Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.
|