Основанная в 1887 году Карлом Хофнером фирма HÖFNER, оказавшаяся после Второй мировой войны в западногерманском городе Бубенройте, исправно
снабжала струнодёров по обе стороны Атлантики своими душеполезными изделиями, чутко реагируя на веяния музыкальной моды. Серия моделей 171, 172 и 173
появилась в 1962 году и просуществовала где-то до 1970 года, претерпев значительное количество изменений как в части фурнитуры, так и в части внешнего
вида и конструкции.
Корпус инструмента, формой недвусмысленно апеллирующий к самому ходовому абрису
Stratocaster'а, изготовлен из красного дерева (самые
первые варианты модели имели вклеенный гриф и форму, изрядно напоминающую
культовых чехов, при этом вопрос первенства остаётся открытым).
Кленовый гриф крепится к деке четырьмя шурупами, проходящими через прямоугольный металлический некплейт. Палисандровая накладка с врезным пластиковым
порожком обильно размечена даблдотами. Гайка анкера выведена в пятку и не особенно доступна для регулировки без демонтажа грифа. Раздельная колковая
механика открытого типа с коронообразными лопастями и каплевидными основаниями установлена в ряд через тонкостенные втулки-люверсы. Корпус инструмента
выкрашен в голубой цвет, превращённый в sonic blue слегка пожелтевшим полиэфирным лаком, давшим с течением времени просто божественный поперечный
кракелюр, гриф под бесцветным лаком, а утраченный за годы жизни инструмента пластиковый логотип "Hofner" на пере заменён декалью.
Струнодержатель-тремоло барабанного типа представляет собой металлический цилиндр с прорезями для бобышек струн, установленный через подшипники на двух
стойках и укомплектованный подпружиненной консолью с вращающейся башенкой-держателем рычага. Вся конструкция, позволяющая повышать и понижать тон,
прикрыта декоративной металлической пластиной с прорезями для струн. Бридж также являет нам чудо инженерной мысли: на двух винтовых опорах,
регулирующих общую высоту струн, покоится основание, в выборке которого расположены вальные (!) подшипники по которым ездит каретка с плексигласовыми
(как у болгар) сёдлами, позволяющими юстировать мензуру каждой струны
в отдельности. По задумке немецких инженеров смещение бриджа при работе рычагом должно было обеспечивать безукоризненное возвращение строя, однако на
практике это происходит примерно так же, как у аналогичного
американского узла. Антабки – небольшие эстетичные
пластмассовые кубки с закруглённым верхом.
Смонтированная на пикгарде из трёхслойного пластика схема отдалённо напоминает стратовскую, однако на поверку отличается от неё весьма капитально.
Основу электроники составляют три звукоснимателя производства Франца Пикса (нековый и средний типа "510" – синглы с двумя магнитами и бриджевый
хамбакер "511" Nova-Sonic), коммутируемые тремя двухпозиционными ползунковыми переключателями, при этом у некового датчика по умолчанию зарезаны ВЧ,
а у бриджевого – НЧ. Верхняя ручка – мастер-громкость, затем следуют отдельные регуляторы тембра для каждого датчика, а завершает распайку выходное
гнездо под джек. По мысли всё тех же суровых инженеров музыканту должно было быть очень удобно наруливать необходимое ему звучание, просто смешивая
по вкусу три простых сигнала: низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный.
По совокупности ощущений HÖFNER 173 производит смешанное впечатление – очень красивая, приятная в руках эргономичная гитара с мензурой 640 мм, но,
вопреки форм-фактору, имеющая мало общего с инструментом, на который похожа: её тёплый ламповый голос, прекрасно уживающийся с небольшим перегрузом,
органично прозвучит в прото-хардовых и гаражных композициях, а вот белоблюзового "стекла" и бесконечного сустейна ждать не приходится.
Данный экспонат из коллекции Кирилла Покровского, выпущенный судя по фурнитуре где-то в 1965-66 гг., был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Питерским
музыкальным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2025 году.
|