Появившийся в 1958 году новый инструмент компании FENDER призван был очаровать своими оригинальными решениями привередливых джаззменов, вследствие
чего и был наречён Jazzmaster. Получившаяся гитара, впрочем, пришлась по вкусу и другим струнодёрам, однако логика диалектического материализма
и переменчивость рыночных веяний привели к тому, что к концу 70-х инструмент оказался не у дел и был снят с производства. Когда же молодая шпана,
начинавшая играть свою свирепую музыку на дешёвых гитарах из секондов, внезапно прославилась, Jazzmaster был помилован и вернулся в каталоги.
Характерный офсетный корпус,
давший жизнь
сонму инструментов
по обе стороны Железного Занавеса, изготовлен из ольхи, имеет толщину 42 мм и приятные
анатомические выборки под пузо и локоть. Кленовый гриф с палисандровой накладкой, размеченной продублированными точками на ребре дотами, крепится к
деке четырьмя шурупами через прямоугольный металлический некплейт. Гайка анкера выведена в пятку грифа и практически недоступна для регулировки без разборки гитары,
что, согласитесь, не слишком удобно. Раздельные колки типа Kluson Deluxe установлены в ряд через небольшие металлические втулки. Для обеспечения достаточного
прижима первых двух струн к узкому врезному порожку на голове грифа, помимо пускающего ветры логотипа, предусмотрен небольшой ретейнер-бабочка. Корпус
инструмента выкрашен в очень яркий, почти что "клован-бёрст", а гриф оставлен под прозрачным лаком. Естественно, на длинных дистанциях нитролак
является слабой защитой и за 60 лет инструмент приобрёл характерный "винтажный" вид.
Струнодержатель-тремоло, также породивший огромное
количество
детей
по всему миру, позволяет работать довольно длинным рычагом и на повышение,
и на понижение строя. В отличие от более поздних
бюджетных племянников, оригинальное тремоло снабжено сдвижным фиксатором,
позволяющим залочить машинку в случае обрыва струны.
Бридж, образующий с тремоло сложную колебательную систему, представляет собой металлическое корытце на двух стойках, которые могут покачиваться
во вбитых в корпус стаканчиках, что по замыслу разработчиков должно было облегчить гарантированное возвращение строя (по факту – не всегда). Раздельные подпружиненные
сёдла, изготовленные из обрезков резьбовой шпильки, позволяют юстировать мензуру и высоту каждой струны в отдельности. Антабки – классические металлические
рюмки.
Смонтированная на четырёхслойном целлулоидном пикгарде цвета "borscht" схема являет собой первое применение стратегии двух быстро переключаемых каналов
для игры соло и ритма и состоит из двух здоровенных синглов (основным наполнителем пластиковых корпусов которых является обычный воздух),
двухпозиционного ползункового переключателя выбора режимов (налево "ритм", направо "соло"), верньеров регулировки громкости и тона некового
звукоснимателя, работающего в режиме "ритм", трёхпозиционного тумблера выбора звукоснимателей и регуляторов громкости и тона режима "соло", а также
гнезда под джек. Частоты некового звучка в режиме "ритм" изначально подрезаны.
В целом инструмент, безусловно, заслуживает всяческого внимания и привечания: он удобен и хорошо сбалансирован (как при игре как стоя, так и сидя), имеет
полную мензуру 648 мм, четыре контрастных тембра на все случаи жизни и – что самое главное – он красивый. Многолетняя история музыки свидетельствует,
что годен он для любой вменяемой музыки от джазза и сёрфа до панка и инди.
Данный экспонат, выпущенный в 1964 году (серийный номер L47123), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Петербургским музыкальным магазином
Guitar Bank в 2019 году.
|