Достаточно редкая наработка чехословацкого гитарного концерна JOLANA, появившаяся в 1970 году и пережившая почти полный ребрендинг
три года спустя. Данное изделие Градцекраловских лютнеров по числу наворотов с полным основанием можно отнести к флагманским моделям
фирмы.
Симметричный двурогий корпус, формой отсылающий нас к классике мирового гитарного мейнстрима – GIBSON ES-330, изготовлен из
кленовой фанеры. Верхняя дека усилена двумя, а нижняя одной толстыми еловыми пружинами. Кленовый гриф крепится к корпусу четырьмя
шурупами, проходящими через трапецеидальный металлический некплейт. Эбеновая накладка размечена перлоидными дотами,
продублированными на ребре. Верхний порожек алюминиевый. Гайка анкера с отверстиями под вороток выведена в пятку грифа. Украшенная
гербовой декалью голова грифа снабжена установленными через небольшие металлические втулки раздельными колками с крупными
"зализанными" пластмассовыми лопастями. Гитара выкрашена в весьма жёсткий санбёрст, а обе деки и гриф забраны однослойным
кантом.
Струнодержатель-тремоло барабанного типа крепится к обечайке при помощи двух тяг с латунными крючками и позволяет работать рычагом
на повышение и понижение строя. Незакреплённый на корпусе бридж является достаточно самостийной вариацией бриджа
FENDER Jaguar: в углубления металлического
основания (с фетровыми подклейками на опорах) запрессованы полиэтиленовые муфты, в которые вставляются две заострённые шпильки,
ввинченные в литую силуминовую обойму и позволяющие регулировать общую высоту струн. Обойма имеет шесть параллельных деке отверстий
с резьбой, в которые ввинчиваются стальные цилиндрические сёдла с вырезанными секторами для укладки струн, позволяющие тонкую юстировку мензуры
каждой струны в отдельности. При работе рычагом обойма вместе с сёдлами покачивается на шпильках, обеспечивая достаточно точное
возвращение строя. Штатно бридж укомплектовывался качельным демпфером с сурдиной из микропористой резины. Верхняя антабка большого
диаметра прикручена шурупом через отверстие в некплейте, а нижняя представляет собой симпатичное чешское ноу-хау: вывинчивающуюся подстроечную
отвёртку. Инструмент снабжён защитным флажком из весело гниющего со временем целлулоида (та же досадная хворь преследует и декоративную
окантовку).
Схема инструмента являет торжество инженерной мысли над необходимостью и несколько отличается от более поздней
инкарнации модели: мы имеем три
регулируемых по высоте звукоснимателя типа Maestro (с меньшими корпусами и большим выхлопом, нежели у
стандартных), обрамлённые пластмассовыми
рамками, два галетных переключателя на рогах с металлическими клювами, напоминающими ставившиеся на
"чешский леспол", мастер-громкость, регуляторы
тембра бриджевого и среднего звукоснимателей и классическое болтообразное гнездо, установленное на обечайке через прямоугольный
металлический джекплейт. Галетник на левом роге даёт три степени фиксированного обреза НЧ и чистый сигнал, а правый является селектором
звукоснимателей с картой переключений "нек+бридж, нек, мидл, бридж".
Получившийся гештальт вызывает смешанные эмоции: это очень красивая гитара с мензурой 630 мм, достаточно удачной эргономикой и
симпатичным винтажным голосом, удачно вписывающимся в широкий спектр актуальных для времени его создания стилей – от бита и лёгкого
гаражного психодела до сермяжной эстрады. В то же время, назвать схему управления очевидной и предельно функциональной язык тоже
не поворачивается.
Данный экспонат, судя по ряду морфологических признаков произведённый где-то в районе 1970 года, был любезно предоставлен МУZEUM'у
питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2021 году.
|