Удивительный инструмент, появившийся в ассортименте чехословацкого концерна JOLANA в 1963 году и недолго
выпускавшийся фабрикой, расположенной в Градце Кралове. Вероятнее всего, источником вдохновения для Йозефа
Ружички послужила итальянская WANDRE Bikini, появившаяся в 1960 году, точно так же представлявшая собой
электрофоническую гитару с отстёгивающимся усилительным блоком.
Ретрофутуристический корпус инструмента изготовлен из берёзы и кленовой фанеры. Вклеенный кленовый гриф
снабжён размеченной небольшими пластиковыми дотами накладкой из венге. Раздельные открытые колки
с фигурными основаниями и пластиковыми бутонами установлены на две стороны. Поскольку голова грифа,
повторяющая абрисом форму корпуса, не имеет наклона, для прижимания струн к алюминиевому порожку на ней
установлен небольшой скобообразный ретейнер. Гайка анкера выведена в пятку.
Струнодержатель-тремоло представляет собой изогнутую пластину, в нижней части свободно привинченную пятью
шурупами к корпусу, а верхней частью опирающуюся на заглублённую в деку пружину – являя собой своеобразный
гибрид тремоло
FENDER Stratocaster и
FENDER Jaguar. Силуминовый
бридж, идентичный верхней части бриджа
JOLANA Tajfun, установлен на двух качающихся
шпильках и позволяет регулировать общую высоту струн. Небольшие антабки, стандартного для чехословацких
гитар тех лет профиля, установлены на верхнем "роге" и в нижней части тыльной стороны корпуса.
Схема инструмента, смонтированная на пикгарде из симпатичного перлоида, состоит из сиротливого звукоснимателя
Maestro, регулятора громкости, двух осветительных клавишных
переключателей тембров (верхний обрезает НЧ, нижний – ВЧ) и гнезда под джек, расположенного в нижней части корпуса.
Основной же цимес конструкции скрывается в съёмном усилительном блоке, привинчивающемся к раме посредством
двух циклопических алюминиевых гаек с накаткой: он содержит в себе усилитель, динамик и... радиоприёмник!
Верхний регулятор совмещает в себе выключатель питания и мастер-громкость, выбор режима (гитара или радио)
осуществляется небольшим переключателем в середине, а нижняя ручка отвечает за настройку радиочастоты. Всё это
благолепие питается от четырёх плоских батареек.
В силу того, что рассматриваемый экземпляр в какой-то момент жизни лишился оригинального блока усилителя (возможно по сию
пору используемого в качестве радиоприёмника на какой-нибудь даче), я могу говорить только о самой гитаре.
JOLANA Big Beat представляет собой маломензурную (585 мм) гитару, достаточно лёгкую за счёт конструкции,
не очень приспособленную для игры сидя, но обладающую, несомненно, запоминающейся внешностью и
достаточно приятным голосом, пригодным – да, для биг-бита и прочих антикварных стилей. Насколько хорошо
звучал инструмент через штатный блок, по понятным причинам сказать затруднительно, но в описании завода-производителя
упоминается возникновение обратной связи на большой громкости. Забавно, что спустя десять лет, когда во всём
мире идея электрофонической гитары уже стала забываться, конструкторы Минского завода ТРАНЗИСТОР
осчастливили человечество электрогитарой
ТУРИСТ-1.
Данный экспонат, произведённый в районе 1964 года (серийный номер 02-238), принадлежащий участнику групп
ДЁРГАТЬ! и
COSMOGRAD
Максиму ОВЧИННИКОВУ, был любезно предоставлен
МУZЕУМ'у Питерским гитарным мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2020 году.
|