Достаточно редкий сам по себе инструмент, а уж тем более - в наших широтах. Одна из ранних наработок пана РУЖИЧКИ, появившаяся
на стапелях Градце-Краловской фабрики Чехословацкого концерна JOLANA в 1964 году, и выпускавшаяся с различными модификациями
около четырёх лет.
Первое, что бросается в глаза - отличие обводов корпуса от ставшей каноном для Чехословацких полуакустик формы
Tornado.
Изгиб рогов гораздо больше напоминает форму рогов праматери всех дабл-катэвэй полуакустик GIBSON ES-335 или, если принять во
внимание конструкцию корпуса, полуакустик. В самом деле,
Alexandra не имеет центрального блока: её корпус
состоит из двух слегка профилированных дек из кленовой фанеры, усиленных довольно толстыми продольными еловыми
пружинами (две под верхней декой и одна под нижней), и толстой обечайкой из той же кленовой фанеры. Изящный гриф из цельного
куска клёна с эбеновой накладкой, размеченной дотами из перлоидного пластика (обратите внимание на разметку первого и 13-го
ладов), крепится к корпусу четырьмя шурупами через трапецеидальный металлический некплейт с изгибом. Нулевой лад
отсутствует, его заменяет алюминиевый порожек. Гайка анкера под шлиц
выведена в пятку грифа. На голове, отличающейся формой от последовавшей за данной моделью
Alexandra 2, установлены
обычные раздельные колки закрытого типа с несколько дисгармонирующими со всем обликом гитары карминово-леденцовыми
лопастями. Мензура инструмента 630 мм. Обе деки и гриф украшены нешироким однослойным кантом и выкрашены в приятный медовой санбёрст (к глубочайшему
сожалению, в силу неких химических причин, практически на всех известных экземплярах лаковое покрытие сходит с корпуса буквально
пластами - и остановить этот процесс невозможно).
Струнодержатель-зацеп, украшенный геральдической литерой "J", крепится к корпусу двумя винтами и представляет собой обычную
гребёнку (его укороченную версию наследовали бассы серии
Alexis). Незакреплённый на корпусе
металлический бридж дал, похоже,
жизнь всем бриджам, ставившимся на гитары и бассы серии
Star и
часть полуакустик 70-х годов: он представляет
собой металлическое корытце с двумя опорными стойками, регулирующими высоту, и раздельными сёдлами, позволяющими
юстировать мензуру каждой струны в отдельности. От своих потомков бридж отличается дополнительной пластиной-стяжкой между опорами
и прямоугольным сечением сёдел, к основанию каждого из которых приклеен крошечный кусочек зелёного фетра.
Нижняя антабка представляет собой вывинчивающуюся регулировочную
отвёртку, а верхняя, привинчивающаяся через дополнительное отверстие в некплейте - обычная крупная, сродни тем, что ставились
на Diamant. Также в наличии пикгард из
некогда нарядного перлоидного пластика, пожелтевшего за полвека, и украшенный выцветшим логотипом "Jolana".
Электроника гитары состоит из двух синглов, привинченных через прокладки из микропористой резины к пружинам верхней деки,
трёхпозиционного селектора датчиков на нижнем роге, традиционного болтообразного гнезда с металлическим джекплейтом
на обечайке - и двух сепаратных линеек регулировки датчиков, каждая из которых включает в себя регулятор обреза ВЧ с
соосным выключателем обреза НЧ и регулятор громкости с тонкомпенсацией. Корпуса датчиков выфрезерованы
из алюминиевых болванок (что напрямую отсылает нас к
изделиям завода АККОРД), а их начинка
представляет собой хорошо известный нам Brilant. Примечательно также, что алюминиевые ручки потенциометров собраны из двух
частей: собственно ручки с накаткой и стопороным винтом и отдельной юбочки с лимбом.
С точки зрения эксплуатации данный шедевр Чехословацких лютнеров искренне радует любого поклонника винтажных гитар:
он удобен, хорошо сбалансирован, достаточно лёгок - а уж про экстерьерные красоты можно и не говорить. К недостаткам
инструмента можно отнести довольно малый выхлоп датчиков, снижение читаемости и тягу к заводкам на большом гейне - в
остальном его яркий и насыщенный звук прекрасно впишется в любую музыку, современную ему, будь то биг-бит, рок-н-ролл,
ритм-н-блюз или эстрадные шлягеры.
Данный экспонат, произведённый где-то в первой половине 60-х и не имеющий серийного номера, приехал в МУZЕУМ из Ярославля в 2013
году и был восстановлен питерскими гитарными мастерами
Павлом ШУПИКОМ и Михаилом МЕДВЕДЕВЫМ
|