Один из немногих полномензурных (830 мм) Чехословацких бассов, запущенный в производство на Крновской фабрике гитарного
концерна JOLANA в конце 1985 года - видимо, в качестве ответа на выпуск фирмой GIBSON басс-гитары RD в 1977 году.
Асиметричный корпус инструмента, изготовленный из привычной ольхи, приблизительно повторяет обводы деки именитого прототипа,
однако меньше и тоньше его. На этом, как водится, сходство и заканчивается: кленовый гриф с накладкой из
морёного бука по давней чешской традиции прикручен к корпусу четырьмя шурупами через прямоугольный металлический некплейт
с отштампованным логотипом JOLANA. Гриф имеет 21 лад, плюс нулевой, пластмассовый направляющий порожек и разметку крупными
перлоидными дотами. Гайка анкера выведена в голову грифа, не имеющую наклона и довольно глубоко выфрезерованную, а потому
укомплектованную ретейнером для первых
двух струн. Колки, размещенные в линию (что в сочетании с корпусом выглядит намного органичнее, нежели двустороннее расположение
у RD) - обычные JOLANA'вские бассовые, закрытого типа, с декоративными втулками между червяком и металлической лопастью.
Видимо, полностью унифицированная фурнитура, использовавшаяся на Чехословацких гитарах на протяжении полутора десятков лет,
в начале 80-х уже несколько устарела, поэтому появился ряд моделей, на которых апробировались новые решения. Так, Disco bass
обзавёлся бриджем вполне в духе JazzBass - закреплённым на корпусе,
с раздельными сёдлами, позволяющими отстраивать мензуру и высоту каждой струны в отдельности (впоследствии подобные
бриджи ставились на Proxima bass). Малоразмерные антабки, установленные характерным скорее для полуакустик образом, впрочем,
остались прежними.
Схема, смонтированная на пикгарде из чёрного пластика с нарисованным на срезе белой краской кантом, состоит из двух
синглов (в корпусах хамбакеров, ставившихся и на ЭГ Disco), раздельных
регуляторов громкости с типовыми полупрозрачными ручками, знакомыми ещё по
Superstar bass'у, и фирменного джекового гнезда, остававшегося неизменным свыше четверти века, ещё со времён
Tornado. Фишкой схемы можно
считать тот факт, что у некового датчика изначально обрезаны все ВЧ, а у бриджевого - НЧ, т.е. фактически весь звук
строится путём микширования двух каналов, низко- и высокочастотного (похожее решение использовали несколько ранее
немецкие лютнеры из концерна MUSIMA).
Противу ожиданий - экзотическая форма Disco не доставляет никаких неудобств. По балансу всё тоже в допустимых пределах.
Данный инструмент - добротная рабочая лошадка, с достаточно мощным и зычным голосом, пригодная для довольно широкого
спектра музыкальных стилей - от мягкого джазза до жёсткого металла. К недостаткам Disco bass'а можно отнести
изрядные габариты и форму, не позволяющие использовать стандартные чехлы, а также не совсем очевидную схему.
Этот экспонат (серийный номер 3246), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Питерским гитарным мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2011 году.
|