Реплика легендарной басс-гитары RICKENBACKER 4001 от предприимчивых чехов из JOLANA, запущенная в производство в 1986 году на фабрике
концерна, располагавшейся в городе Крнове.
Хотя, объективно говоря, данное изделие чехословацких мастеров походит на именитый прототип только формой, являясь совершенно самостийным
инструментом, от RICKENBACKER'а оно унаследовало сквозной гриф, что на социалистическом пространстве досель не встречалось. Гитара
склеена из пяти кусков клёна, и если "уши" не отличаются особой отборностью материала, то центральный блок-гриф изготовлен из действительно
хорошего куска. Накладка грифа выполнена из варёно/крашенного бука и размечена прямоугольными инлеями из красивого перлоида. Хотя верхний
порожек металлический, он является только направляющей гребёнкой для нулевого лада. Достаточно солидные раздельные колки закрытого
типа установлены через металлические втулки (данная мощная и надёжная колковая механика пришла на смену
классическим JOLANA'вским бассовым колкам
прошлой инкарнации). Гайка анкера под шестигранный накидной ключ выведена в голову грифа и прикрыта крышкой из трёхслойного пластика – название
гитары выфрезеровано по трафарету в верхнем слое. Дека и гриф украшены однослойным целлулоидным кантом, а весь инструмент в оригинале был
выкрашен в приятный санбёрст (вторым вариантом окраса был очень тёмный
коричневый цвет с фиолетовым отливом).
Весьма массивный металлический комбайн-струнодержатель снабжён не менее солидными раздельными подпружиненными сёдлами, позволяющими точно
юстировать мензуру и высоту каждой струны в отдельности. Верхняя антабка имеет довольно крупную шляпку, а нижняя представляет собой
каноническую вывинчивающуюся подстроечную отвёртку.
Схема, смонтированная на крупном пикгарде из трёхслойного пластика состоит из split-coil некового датчика как на
PB, закрытого металлической крышкой бриджевого
сингла как на JB, трёхпозиционного переключателя
звукоснимателей и раздельных линеек громкости и тона для каждого из звучков. Характерное болтообразное гнездо под джек закреплено на торце
корпуса через прямоугольный металлический джекплейт.
D-bass как инструмент достаточно убедителен: это солидная, красивая басс-гитара с полной мензурой 860 мм. Безусловно, он не может заменить
RICKENBACKER, однако сам по себе звучит достаточно по-взрослому: певучий, звонкий и чистый голос, с хорошим сустейном (при такой конструкции
это вполне понятно) – возможно, для экстремальных стилей он и не очень годится, но для пост-панка и всяких олдскульных дел подходит
просто замечательно. К недостаткам можно отнести тот факт, что иногда со временем от статической нагрузки центральный гриф-блок начинает
прогибаться и отыграть неумолимо увеличивающийся "экшен" анкером становится невозможно. В этом случае для получения нормальной высоты струн над грифом
приходится слегка утапливать струнодержатель в корпус. Кроме того, изредка кант на деке поражает "целлулоидная чума".
Данный экземпляр, выпущенный в 1986 году (серийный номер 1567), приехавший ко мне из Москвы в 2007 году, использовался при записи альбома
"Ожидания Начала". К сожалению, в силу того, что кант на корпусе начал разлагаться, а само нитроцеллюлозное покрытие имело значительные
повреждения, пришлось пойти на перекраску, которая (по эстетическим соображениям), естественно потянула за собой смену панциря и ручек – в стиле
RICK'а. Все покрасочные работы были произведены Евгением КИРЦИДЕЛИ, для которого это был первый опыт подобного рода, вследствие чего финиш
получился скорее матовым, а окончательная отстройка выпала на долю мастера Виктора ВАЖКИНА.
|