Изделие мастеров фабрики БЪЛГАРСКА КРЕМОНА, расположенной в городе Казанлык, достаточно непрозрачно
демонстрирует, что далеко не всегда с течением времени производство прогрессирует и улучшается. Мы рассмотрим раннюю версию знаменитой "груши", а потом
взглянем на то, что из неё вызрело.
Корпус инструмента (чёрно-вишнёвый бёрст и неортодоксальная форма которого почему-то вызывают у меня безотчётные мрачные ассоциации
с трансильванскими мадьярами и Бела Лугоши) изготовлен из сложнопрофилированного елового массива (верхняя дека усилена двумя цельнотёсанными пружинами)
и довольно широких обечаек из еловой фанеры. (Помимо такой, встречается ещё "бюджетная" разновидность, идентичная по форме и фурнитуре, но с плоскими
фанерными деками). Гриф кленовый, с плоской кленовой накладкой, по болгарской традиции выкрашенной чёрной нитрокраской. Крепление грифа к корпусу -
как на обычных акустических гитарах: один винт, проходящий сквозь пятку и вкручивающийся в латунную футурку, ввинченную в верхний клёц. Разметка ладов -
небольшие тонкие целлулоидные доты "под перламутр", довольно слабо держащиеся. 23 небольших латунных лада плюс нулевой. Очень тонкий трёхслойный врезной
верхний порожек изготовлен из целлулоида. Колки - от акустических КРЕМОН, 2х3, с толстыми пластмассовыми валами под нейлоновые струны и крайне эстетичными
"леденцовыми" перлоидными лопастями. Обе деки, эфы и гриф украшены солидным белым кантом.
Струнодержатель прихотливой формы совмещён с хитрым пружинным тремоло, родственным тем, что устанавливались на
немецкие полуакустики. Бридж, в отличие от более поздней
версии изготовлен из металла и позволяет регулировать высоту струн и подстраивать мензуру. Можно было бы сказать, что бридж не закреплён на корпусе, если
бы не одно "но": к его основе приклёпан кронштейн крепления нижнего датчика. Датчик не касается деки, однако его сигнальный провод не позволяет снять бридж.
Аналогичным образом нековый датчик, привинченный к основанию ладовой пластины, затрудняет демонтаж грифа. Антабки – металлические грибки, бесхитростно
заколачиваемые через обечайку в нижний клёц и специальную вклейку в левом роге. Красивый пикгард с прихотливой частичной прокраской (утраченный в более
поздних версиях) крепится к деке пятью шурупами.
Схема инструмента проста и наглядна – два ранних датчика, раздельные громкости звучков и общий тембр. Выход - канонический СГ-5, припаянный к квадратному
металлическому джекплейту. Металлические ручки на ранних КРЕМОНАХ напоминают форм-фактором немецкие, но крупнее их, не имеют стопорного винтика и
насаживаются на валы потенциометров через капроновые вкладыши.
В целом инструмент с классической "стратовской" мензурой 650 мм оставляет довольно приятное впечатление. В неподключённом состоянии гитара звучит достаточно
громко, металлический бридж и сравнительно мощные датчики датчики позволяют раскрыть весь потенциал корпуса. Звук у инструмента ровный, среднечастотный,
хорошо укладывающийся в канон "рассерженных" ранних 60-х. Далеко в область перегруза углубляться, естественно, не стоит.
Этот экземпляр, изготовленный где-то в самом начале 70-х, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Питерским гитарным мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2024 году.
|