Забавный инструмент, выпускавшийся Ереванской фабрикой музыкальных инструментов ориентировочно в 1973-76 гг. Не знаю,
насколько популярны были в СССР лютневая музыка или блюграсс, но думается, что трёхтысячный тираж этого изделия с лихвой
удовлетворил все потребности Империи в подобных инструментах.
Плоский круглый корпус электромандолины диаметром 29 см, как и у его
более солидных родственников,
выполнен из оклеенного фанерой
букового блока. Безанкерный буковый гриф крепится к деке двумя шурупами безо всяких некплейтов. Буковая накладка маркирована
маленькими перлоидными точками. Колковая механика, производства Ленинградской фабрики им. А.В. Луначарского – с силуминовыми
штоками, 2х4 (поскольку Ереванская электромандолина имеет неаполитанский строй с четырьмя сдвоенными струнами). Втулки колков
выточены на токарном станке и плохо держатся в отверстиях. Белый порожек склеен из трёх слоёв целлулоида, как, скажем, и у
инструментов Одесской фабрики).
Мензура - 350 мм. Корпус и гриф покрыты чёрным полиэфирным лаком с эффектом "звёздная пыль".
Струнодержатель в форме лиры, штампованный из металлического листа, также Ленинградского производства. Незакреплённый на деке
бридж представляет собой простой металлический брусок с пропилами и двумя ввинчивающимися стойками с накаткой, позволяющими
регулировать общую высоту струн.
Схема, смонтированная на пикгарде из окрашенного с обратной стороны оргстекла, предельно проста: два маленьких сингла во
фрезерованных из латуни корпусах (их винты крепления только выглядят, как регулирующие высоту), потенциометры
баланса датчиков и общей громкости с массивными металлическими ручками и гнездо СГ-5, расположенное на торце корпуса.
(Ранние экземпляры имеют пикгард из искристого
пластика и схему, включающую в себя галетный переключатель фиксированных тембров, а более поздние – накладные датчики,
представляющие
собой уменьшенные копии гитарных и серебристый пикгард).
Не будучи специалистом, я не возьмусь судить об удобстве инструмента, именно как мандолины. На мой взгляд, гриф слишком узок, место размещения
выходного гнезда делает игру сидя не слишком удобной, а отсутствие антабок игру стоя – невозможной. Выхлоп у датчиков откровенно
мал, что в комплексе с отсутствием заземления струн не самым лучшим образом сказывается на фоне. За счёт достаточно
близкого расположения датчиков, изменения в звучании, вызываемые вращением потенциометра баланса, почти незаметны. В общем и целом,
наверное, имеет смысл рассматривать это произведение армянских лютнеров скорее как забавный кунштюк, нежели как полноценный музыкальный
инструмент.
Данный экземпляр (с выбитым на струнодержателе серийным номером 1623), произведённый в начале 1980 года, приехал ко мне из
Перевальска в 2013 году и в восстановлении не нуждался.
|