Кунгурская фабрика музыкальных инструментов была основана в 1960 году, но производство гитар на ней началось только в 1979 – до этого предприятие исправно
изготавливало баяны, гармони, краники для умывальников и платяные шкафы. Фабрика оказалась одним из немногих долгожителей РОСМУЗПРОМа, ухитрившись
пережить СССР, Перестройку и прочие приятные моменты отечественной истории, продолжая строгать если не самые топовые, то вполне народные акустики
и даже покусившись на гегемонию Китая в части бюджетных электрогитар.
Мы же рассмотрим достаточно редкую модель Кунгурской 12-струнной гитары.
Вполне стандартный для подобных инструментов корпус состоит из еловой верхней деки, обечайки из кленовой фанеры и нижней деки из фанеры берёзовой.
Обе деки усилены тремя поперечными пружинами. Гриф из толстослойной берёзовой фанеры крепится к корпусу длинным винтом, проходящим сквозь подклеенную
кленовую пятку – подобное вполне традиционное крепление, пришедшее к нам из Германии, позволяет в некоторых пределах регулировать угол наклона
грифа и, соответственно, высоту струн. Дубовая накладка грифа не имеет иной разметки, кроме небольших точек из розового пластика, расположенных на торце.
Верхний порожек составной: латунный брусочек, на который опираются струны, и пластмассовая направляющая. Шпонированная голова грифа не имеет пролёток,
поэтому раздельные колки с крупными чёрными лопастями (возможно являющиеся некоей производной от Алапаевских) установлены вертикально через
металлические втулки. Верхняя дека выкрашена в условный бёрст, розетка украшена врезной инкрустацией в виде кольца, деки забраны кантом из деревянных
жилок, а в остальном гитара затонирована в светло-коричневый цвет и грубовато покрыта нитролаком.
Массивная нижняя кобылка несколько неожиданно вырезана из дуба и снабжена металлическим порожком. Кнопка-антабка на нижнем торце корпуса изготовлена
из пластмассы.
В целом получившийся инструмент вызывает довольно противоречивые чувства: мы имеем довольно грубо выполненную гитару с мензурой 650 мм,
слишком малым расстоянием между струнами (или слишком большим зазором между струнами парными), вполне приличным сустейном, но не особенно
выразительным тембром, вполне подходящую для исполнения нетленок ГрОба или Цоя в подъездах и парадняках. Основная же беда инструмента – гриф, профиль
которого на вид и на ощупь кажется вытесанным топором, а механическая прочность явно недостаточна для дюжины струн (в отличие от аналогичных
шестиструнок), поэтому рекомендую использовать на гитаре лишь
самые тонкие наборы: это, безусловно, пагубно скажется на громкости, но позволит играть не только
в первой позиции.
Данный экспонат, изготовленный в феврале 2002 года, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у коллегой
Cdur в 2024 году.
|