Представитель достаточно редкого раннего семейства цельнокорпусных инструментов Elektrina (в которое входили три вида гитар и басс),
производившегося восточногерманской фирмой MUSIMAв период с 1959 по 1962 годы. Гитара была разработана в сотрудничестве
с располагавшимся в Цвоте Институтом музыкальных инструментов при участии джаззового музыканта Макса ДОЛЬСДОРФА. Поскольку на тот
момент изготовление инструментов велось не на конвейерах нового здания, а на мощностях мастерских, реквизированных у Венцеля
РОССМАЙСЕЛЯ, неудивительно, что ранние гитары MUSIMA имеют большое количество отличий в деталях в рамках одной модели.
Корпус инструмента, в абрисе имеющий неявные отсылки к абрису скрипки, изготовлен из ольхи и фанерован кленовым шпоном.
Трёхчастный кленовый гриф имеет нерегулируемый металлический анкер и крепится к корпусу четырьмя шурупами через прямоугольный
металлический некплейт. Палисандровая накладка маркирована перлоидными ромбиками. Верхний порожек трёхслойный, в наличии нулевой
лад. Снабжённая характерными шестиугольными втулками колковая механика открытая, на единой планке 1х6 (форма головы грифа
варьировалась довольно сильно: помимо двух типов пост-
фендеровских голов существовала
версия с двухрядным расположением колков). Обе деки и гриф выкрашены в очень приятный медовый бёрст и украшены однослойным кантом.
Струнодержатель – стандартный для
ГДРовских гитар того периода, состоящий из привинчиваемого к обечайке зацепа и собственно
струнодержателя, для декора украшенного по периметру знаменитыми немецкими фасками. Незакреплённый на деке деревянный двухчастный
бридж позволяет регулировать общую высоту струн. Антабки, противу ожиданий, не хрестоматийные петли под карабины, а довольно крупные
надёжные рюмки.
Схема инструмента, смонтированная на пикгарде из белого пластика (иногда использовался чёрный), состоит из двух (индекс «II» в названии
модели указывает именно на это, индексы «I» и «III» имели гитары с одним и тремя звукоснимателями, соответственно) синглов SIMETO первого
выпуска в пластмассовых корпусах с логотипом производителя (до этого данные гитары комплектовались звукоснимателями фирмы
RELLOG),
потенциометра баланса между датчиками, мастер-громкости и закреплённого на обечайке пластикового гнезда под джек. Заземление струн не
предусмотрено. Судя по форме, фрезеровка под потроха на всех трёх разновидностях гитары была одинаковая.
С точки зрения использования данного артефакта в качестве музыкального инструмента я субъективно могу сказать следующее: это довольно
эстетичная лёгкая гитара с мензурой 640 мм и нормальной эргономикой (хотя профиль грифа по современным меркам несколько толще стандарта),
обладающая достаточно глубоким (для довольно тонкой деки) и в то же время очень звонким голосом. Конечно, она прекрасно подходит для
всего спектра актуальных на время её создания стилей, но и при попытках выхода в более тяжёлые области инструмент не тушуется – разве что
сказывается отсутствие заземления струн и некоторый недостаток сустейна.
Этот экспонат, который по совокупности ряда признаков можно достаточно точно датировать 1961-62 гг, приехал ко мне из Москвы в виде
весьма плачевном, но был восстановлен питерским гитарным мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2016 году.
|