Весьма внушающий инструмент производства гиганта Восточногерманского гитаростроения фирмы MUSIMA, располагавшейся в
ГДР'овской Мекке музыкальных инструментов, городе Маркнойкирхен. Семейство, в которое входил Spezial, представляло собой одну из
боковых ветвей генеалогического древа MUSIMA, бывшего весьма разветвлённым до конца 60-х, когда путём усекновения большей
части линий, был установлен некий генеральный догмат.
Корпус этого инструмента, сильно напоминающий производную от ROGER Junior, изготовлен по схожей технологии: сложнопрофилированные
деки из ёлки с характерно "сплющенными" эфами (при этом верхняя дека усилена двумя продольными пружинами), некрупные еловые клёцы
и кленовая обечайка. Ранние, акустические варианты имели корпуса в полную толщину, более поздние превратились
в т.н. "полудеки". Безанкерный гриф, состоящий из переклея буковых и кленовых брусков (что
сообщает ему необходимую прочность) крепится к корпусу металлическим винтом с головкой под квадратный ключ, проходящим сквозь
пятку и ввинчивающимся в крупную латунную футуроку в верхнем клёце. Накладка палисандровая, маркированная трапецеидальными
перламутровыми инлеями (на более ранних экземплярах маркеры были ленточного типа). Верхний пластиковый порожек трёхслойный,
являющийся направляющей гребёнкой для нулевого лада. Колки с шестигранными втулками - две планки с леденцово-перламутровыми
лопастями. Обе деки украшены шестислойным кантом, а гриф и эфы - однослойным, при этом голова грифа с лицевой стороны оклеена белым
целлулоидом в который врезан логотип, полученный путём гравирования кусочка чёрного пластика с последующим заполнением канавок
белой мастикой.
Металлический струнодержатель - одного из трёх стандартных типов для немецких гитар того периода, состоящий из треугольного зацепа, прикрученного
к нижнему торцу обечайки, и собственно струнодержателя, аналогичного ставившемуся на
MUSIMA Record. Незакреплённый на деке
деревянный бридж также типовой, "с полосками", позволяющий регулировать общую высоту струн - аналогичные бриджи ставились
на более дешёвые, нежели Record,
полуакустики. Нижняя антабка на данном экспонате - трогательно-деревянная,
украшенная пластиковой точкой.
Пикгард - не совсем стандартный для MUSIMA'вских гитар, белый с двухслойным кантом, крепящийся металлическими кронштейнами к
обечайке и грифу.
Схема Spezial'а крайне проста: звукосниматель RELLOG, врезанный прямо в висящий над декой хвост грифа, и металлические втулки под радиовилку
в пятке грифа. Для усиления сигнала и вящей красоты, в накладку над датчиком врезана металлическая пластина-магнитовод с названием производителя
звукоснимателя. На более поздних инструментах устанавливались два датчика Simeto и темброблок, выполненный в соответствии с
общенемецким каноном.
Как музыкальный инструмент Spezial, действительно, неплох: у него классическая немецкая мензура 640 мм, хорошийй баланс, и,
безусловно, весьма благородная винтажная внешность. Голос у Spezial'а отчётливо среднечастотный, достаточно чёткий, банджевого
оттенка, с некоторым завалом ВЧ. К недостаткам гитары можно отнести
слабоватый по нынешним запросам выхлоп датчика, отсутствие заземления струн и отклеивающийся через полвека верхний клёц -
вследствие чего гриф всё больше поднимается над декой, упираясь в неё хвостом, который, в силу наличия большой выборки под
звукосниматель, легко отламывается. В целом, Spezial можно смело рекомендовать для всего спектра антикварных стилей - джазз, ритм-н-блюз,
рок-н-ролл звучат на нём более чем аутентично. В более тяжёлые области вылазок лучше не делать.
Данный экспонат, который по совокупности ряда признаков можно достаточно чётко датировать 1959-61 годом, приехал ко мне с Украины
в состоянии полных дров и в течение полутора лет находился на излечении у мастера
Романа НОВОСЕЛЬЦЕВА, параллельно обрастая недостающими
деталями - чтобы во всём своём блеске украсить МУZЕУМ в 2015 году.
|