Выпускавшийся с начала 80-х годов прошлого века Болгарским предприятием СД-клон-МЕБЕЛ-Пловдив басс,
за характерный внешний вид любовно прозванный в народе "матрасом", инструмент, в действительности,
опровергающий традиционное невысокое мнение о балканских инструментах (в самом конце, уже на развалинах
Империи, он носил имя PULDIN).
Данная модель по паспорту числится "Многопластова", что исчерпывающе характеризует её строение: корпус басса,
непрозрачно восходящий формой к классическому
FENDER Precision bass,
выполнен из мощнейшего переклея разнообразных
пород дерева. Незыблемой константой оставалась лишь центральная еловая балка, в остальном породы могли
варьироваться. В данном случае мы имеем массивные уши из красного дерева и вставки из ясеня, разделённые
тонкими слоями махогона (так же часто встречается
разновидность,
полностью аналогичная по составу материалов
парной ЭГ ORFEUS Solo).
Не менее замечательное строение и у грифа: это переклей трёх кусков ясеня,
разделённых узкими полосками красного дерева. Из красного дерева выполнена и накладка, промаркированная
небольшими дотами на 5, 7, 12 и 17-ом ладах, снабжённая пластмассовым порожком и латунными
ладами. Голова грифа не имеет наклона, поэтому для первой и второй струн предусмотрен ретейнер. Колки
нового Болгарского образца, снабжённые втулками, достаточно массивные и надёжные, за исключением несколько слабоватых
лопастей. Гайка анкера пулеобразная, с отверстиями под вороток, выведена в голову. Гриф крепится к корпусу
четырьмя шурупами через металлический некплейт, унаследованный ещё от древнего
Пловдивского басса,
при этом - и это, вероятно, главный недостаток инструмента - наклон его к деке отрицательный, т.е., для нормального
функционирования необходимо либо перефрезеровывать пятку, либо подкладывать проставки.
Конструкция и внешний вид струнодержателя, позволяющего регулировать высоту и мензуру каждой струны в отдельности,
позаимствованы у заокеанского прототипа. Удивительным можно считать тот факт, что при столь прогрессивном
подходе струны оставлены незаземлёнными. Антабки - похожие на JOLANA'вские, но выполенные из алюминия (помимо
таких, ставились и стандартные рюмки).
Схема басса, смонтированная на пикгарде из фольгированного гетинакса (на некоторых версиях пикгард сверху
красился легкостираемой чёрной краской), класическая - один сингл, громкость и тон. Сам звукосниматель
имеет довольно хитрую конструкцию из мощного сердечника, проходящего через задекорированное белой овальной
заглушкой отверстие в деке, надетой на него катушки в 8 кОм, и основания с двумя рядами приклеенных магнитов,
привинчивающегося снизу к пикгарду. Собственно, за счёт почти полного экранирования катушки, фон при незаземлённых
струнах вполне терпимый.
С точки зрения собственно игровых качеств, ORFEUS Bass вызывает ощущения самые хорошие: это полномензурник (860 мм),
с нормальным балансом и наличием заветной "рыкающей" форманты в голосе, выгодно отличающей его от
немецкого брата. К недостаткам
можно отнести изрядный вес, несколько слабоватый выхлоп и довольно толстый гриф, зачастую требующий
дополнительной обработки (впрочем, на этом бассу гриф от природы имеет удобный U-образный профиль). В целом это
вполне полноценная басс-гитара, пригодная для всего диапазона рок- и поп-музыки, от кантри до хард-рока -
да какая красивая! Отличный солидный басс для здорового мужика.
Данный экспонат 1989 года выпуска был любезно предоставлен МУZЕУМ'у питерским музыкантом Антоном
Greeb'ом НИКАНОРОВЫМ в 2011 году.
|