Классическая болгарская полуакустика, выпускавшаяся с различными модификациями с конца 60-х на Пловдивской фабрике
СД-КЛОН-МЕБЕЛ музыкального концерна БЪЛГАРСКА КРЕМОНА.
Как и парная басс-гитара,
данное изделие болгарских лютнеров наиболее близко подошло по конструкции к праматери всех дабл-катэвей полуакустик -
легендарной GIBSON ES-335: корпус состоит из двух дек, вырезанных из еловой фанеры (нижняя дека усилена сиротливой
поперечной еловой пружиной), буковой обечайки и мощного елового блока, проходящего через весь корпус, обеспечивающего
общую механическую прочность конструкции. Буковый гриф, укомплектованный выкрашенной в чёрный цвет буковой же
накладкой, маркированной только на 5, 7, 12 и 17 ладах, крепится к корпусу четырьмя шурупами через прямоугольный
металлический некплейт. Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта целлулоидным лепестком. Довольно тонкое перо
грифа, имеющее отчётливую тенденцию к изгибанию под натяжением струн, снабжено скобообразным ретейнером,
обеспечивающим достаточную силу прижатия струн к узенькому направляющему пластмассовому порожку и нулевому ладу.
Колки на две стороны, 2х3, могли иметь как чисто металлические штоки, так и пластиковые, от классической гитары.
Корпус окрашен в довольно грубый двухцветный бёрст (несколько реже встречается сине-зелёная полосатая окраска), а обе деки,
эфы и гриф забраны тонким однослойным кантом. Голова грифа ранних экземпляров украшена стильной резинотканевой
наклейкой с надписью латиницей "ORPHEUS". Мензура инструмента - 630 мм.
Каплевидный струнодержатель-тремоло системы FENDER Jaguar полностью идентичен ставившимся на ранние модели
Болгарских полуакустик (кроме подобной конструкции
изредка встречается тремоло, напоминающее Bigsby). Бридж представляет собой
тонкостенное металлическое корытце с плексигласовыми сёдлами, позволяющими отстраивать мензуру каждой струны в
отдельности, установленное на незакреплённом на корпусе деревянном основании с двумя шайбами, дающими возможность
регулировать общую высоту струн. Две небольшие антабки установлены на противоположных торцах обечайки.
Электрическая схема гитары состоит из двух сингловых датчиков "М 358" с тремя квадратными магнитами в металлических корпусах,
намертво привинченных к деке, раздельных регуляторов громкости звукоснимателей, общего регулятора тембра и прозаического
разъёма СГ-5 на обечайке. Помимо подобных небольших ручек, на более поздних экземплярах устанавливались ручки
с юбкой, как на 12-тиструнном ОРФЕЕ.
При всей определённой грубоватости, Хеброс-74 на поверку является вполне приемлемой рабочей лошадкой: он нормально
сбалансирован, и если отвлечься от довольно толстого округлого грифа, вполне удобен с точки зрения эргономики.
Подъедание сустейна пластмассовыми составляющими бриджа в какой-то степени компенсируется центральным блоком,
а отсутствие глубины в звуке - довольно яркой атакой. В целом данная гитара довольно хорошо вписывается в рамки
фолка, блюз-рока - и даже пригодна для неглубоких вылазок на территорию лёгкого харда.
Данный инструмент, произведённый в начале 70-х годов прошлого века, была любезно предоставлена МУЗЕУМу
Музыкальным магазином Евгения КОЛПАКОВА в 2012 году.
|