Легендарный клон HÖFNER 500/1 от Болгарского предприятия СД-КЛОН-МЕБЕЛ, позволивший начиная с конца 60-х сонму бассистов
на всех танцплощадках Советского Союза примерить на себя условный пиджачок без воротника от ливерпульского Левши.
Корпус инструмента характерной "скрипичной" формы изготовлен из профилированного вручную елового массива, склеенного
по всем канонам - с деревянными скрепками, соединяющими половинки дек, классическими эфами, цельнотёсанными пружинами и двухслойной
буково-еловой обечайкой. Буковый гриф с окантованной кленовой накладкой, выкрашенной в чёрный цвет и маркированной только
на 5, 7, 12 и 17 ладах, крепится к корпусу четырьмя шурупами, прикрытыми чёрным целлулоидным некплейтом, зафиксированным
по центру шурупом верхней антабки. Обе красно-чёрные деки украшены трёхслойным бело-чёрно-белым кантом. Узенький верхний порожек
является просто направляющей для нулевого лада. Гайка анкера выведена в голову грифа. Колки - стандартные Болгарские
бассовые, с металлической частью, напоминающей огрубевшие MUSIMA'вские, и белыми пластиковыми бутонами. Одним из самых
впечатляющих и оригинальных элементов дизайна этого ОРФЕЯ следует признать необъяснимый с точки зрения рациональности крюк,
украшающий голову. Назначение этого декоративного образования постичь пока, увы, не удалось: смелые предположения, что
он может служить для подвешивания гитары, следует отмести, поскольку крюк не цельнотёсанный, а клееный, вследствие чего
довольно часто откалывается.
Струнодержатель обычный для Болгарских полуакустических бассов: металлический брусок с отверстиями для струн и рамка
из стального прутка, цепляющаяся за
кронштейн, привинченный к обечайке нижней антабкой. Бридж аналогичен ставившемуся на
ОРФЕЙ Хеброс - металлический, с алюминиевыми сёдлами и возможностью регулировки
высоты струн и мензуры. Вообще, данная модель, в силу довольно продолжительного периода производства, с течением времени
пережила многочисленные, хотя и небольшие, изменения. Так, на более ранних экземплярах бридж устанавливался такой же, как на
ОРФЕЙ Пловдив - кленовый брусок, незакреплённый на корпусе,
с четырьмя шурупами, изображающими сёдла. Наличие логотипа "Тримонциум" на деке, тип ставившихся ручек,
декоративные вставки в звукоснимателях и заглушка анкерной гайки - всё это величины вариабельные.
Схема басса состоит из двух звукоснимателей "М 358" в металлических "мыльницах" с окошечком, закрытым куском фотобумаги с логотипами
предприятия, держащихся в привинченных к верхней деке пластмассовых ванночках, и типового для Болгарских гитар незатейливого
темброблока: две громкости и общий тембр. Выход - стандартный СГ-5 на обечайке. (Помимо бассовой, как это свойственно
социалистическим электрогитарам, имелась также 6-тиструнная версия, однако в силу неких высших Внешпосылторговских резонов в СССР
она особого распространения не имела.)
Даже если отвлечься от соображений винтажности, басс объективно неплох - если не пытаться выжать из него звуки, которые ещё
не были придуманы на момент его проектирования. Вопреки подозрениям, голос Тримонциума обладает определённым
шармом. Да, он не может похвастаться сустейном и глубиной, что вполне понятно для короткой мензуры в 760 мм, но зато звучит
очень упруго и чётко. Понятно, что пик АЧХ лежит в области нижней середины, а выхлоп датчиков слабоват, но для современных
инструменту рок-н-ролла, биг- и просто бита, ритм-н-блюза и иных ветхозаветных стилей, этот ОРФЕЙ подходит замечательно.
По крайней мере, знаменитый "щелчок" он способен выдать безо всякого бустера и плосконавитых струн. А какой олдскульный экстерьер!
Данный экспонат, выпущенный в 1980 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у
Музыкальным магазином Евгения КОЛПАКОВА в 2011 году.
|