МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ORPHEUS Боровец басс

Басс-гитара ORPHEUS Боровец

Практически не встречающийся в наших пенатах весьма симпатичный болгарский басс, носящий традиционно-топонимическое имя "Боровец" и производившийся с конца 60-х Пловдивским предприятием СД-КЛОН-МЕБЕЛ, входившим в состав объединения БЪЛГАРСКА КРЕМОНА и занимавшимся выпуском музыкальных инструментов под маркой ОРФЕЙ.
Любовь болгарских лютнеров к скрипичным формам была долгой и взаимной: корпус инструмента имеет виолиноподобную форму и хотя выглядит цельным, собран по схеме semi-solid – деки из еловой фанеры соединены обечайкой из буковой фанеры, а по оси корпуса вклеен буковый сустейн-блок, имеющий сквозные прорези. Буковый гриф с буковой же накладкой крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через прямоугольный металлический некплейт единого для всех ОРФЕЕВ образца. Небольшой врезной порожек из белого пластика является направляющей для нулевого лада. Накладка размечена четырьмя сиротливыми дотами и выкрашена нитроэмалью в радикально-чорнiй цвет. Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта целлулоидной крышечкой. Раздельные бассовые колки открытого типа с массивными пластмассовыми лопастями установлены на две стороны без втулок. Перо грифа украшено резинотканевой наклейкой с названием фирмы-производителя, обе деки и гриф забраны однослойным кантом, а корпус выкрашен в поражающий воображение сине-жёлтый бёрст. Отдельного упоминания заслуживает фальшь-эфа, представляющая собой приклеенный к деке кусок фольгированного гетинакса, на медный слой которого нанесён слой никеля.
Стандартный джаззовый струнодержатель-трапеция с массивным латунным блоком фиксируется за крючок привинченного к обечайке зацепа. Незакреплённый на деке бридж представляет собой установленное на двух стойках с крупными регулировочными шайбами и основаниями из чёрного пластика металлическое корытце с алюминиевыми раздельными сёдлами, позволяющими отстраивать мензуру каждой струны в отдельности. Закруглённые антабки небольшого калибра установлены традиционным для полуакустик образом – на нижнем торце корпуса и на пятке грифа. Облик инструмента довершает привинченный к деке декоративный пикгард из чёрного оргстекла.
Схема басса состоит из двух стандартных болгарских синглов "М 358" в металлических корпусах, привинченных к корпусу через ванночки из чёрного пластика, и темброблока, смонтированного на основании, выполненном по аналогичной с фальшь-эфой технологии, и включающего в себя раздельные регуляторы громкости звукоснимателей (помеченные "СИЛА") и регулятор обреза ВЧ (помеченный "ТЕМБЪР"). Гнездо СГ-5 установлено на обечайке.
Данный представитель болгарских четырёхструнных положительно вызывает только симпатию: это очень красивый, нетяжёлый инструмент с укороченной мензурой 760 мм и подчёркнуто олдскульным звуком, идеально подходящим для бита, сёрфа, эстрадных номеров и прочих неэкстремальных стилей.

Данный экспонат, произведённый где-то в самом конце 60-х (на что недвусмысленно указывают резинотканевая наклейка, маленькая крышка анкера, алюминиевые сёдла бриджа, широкое использование чёрной пластмассы и невысокие ручки темброблока), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у коллегой Cdur в 2024 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ