МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


SILVERTONE 57 K 1448L

SILVERTONE 57 K 1448L

Американская фирма SEARS, бывшая одним из лидеров розничной и почтовой торговли, стремилась объять необъятное: по их каталогам простые американские трудящиеся имели возможность заказывать не только еду, одежду и товары для дома, но и музыкальные инструменты. Специально для этого был создан карманный квазилейбл SILVERTONE, не имевший собственных производств и размещавший заказы у реальных производителей – TEISCO, KAY и DANELECTRO. Выбор контрагентов в многом обуславливался стоимостью изделий: ставка делалась на бюджетные модели, на покупку которых прыщавые подростки могли уломать своих мамочек – поэтому изделия фирмы Натана Даниэля были представлены достаточно широко. Мы рассмотрим легендарную модель 1448L, появившуюся в каталогах SEARS в 1963 году и исчезнувшую оттуда четыре года спустя.
Двурогий корпус инструмента, построенный по схеме классического simi-solid, состоит из сосновой обечайки с центральным блоком, оклеенной с двух сторон ДВП. Кленовый гриф, усиленный парой металлических вставок, крепится к деке тремя шурупами, проходящими через мебельные шайбы. Несколько неожиданно инструмент укомплектован аналогом micro-tilt'а – дополнительным винтом, позволяющим менять угол грифа. Достаточно толстая палисандровая накладка размечена пластиковыми дотами. К верхнему торцу накладки при помощи небольшого шурупа привинчен алюминиевый порожек. Установленная через тонкостенные втулки-люверсы колковая механика открытого типа смонтирована на одной планке, при этом, судя по всему, в целях всемерной экономии в ход шли комплекты от 12-тиструнок – поэтому на половине гитар червячная пара устанавливалась инверсно, как на рассматриваемом инструменте. Дека и гриф выкрашены в чёрный цвет, обильно сдобренный серебристыми брызгами, а периметр обечайки оклеен бежевой пластиковой лентой с теснёной имитацией плетения, выглядящей реально стильно (судя по тому, что данный бандаж не отвалился за 60 лет, старые клеи – безусловно крайне токсичные и губительные для экологии! – справлялись со своей задачей заметно лучше современных).
Струнодержатель представляет собой торжество функционализма надо всем: это обычная металлическая пластина в форме трапеции, на нижней грани которой имеются пропилы для цепляния струн. Пластина привинчена к корпусу нижним шурупом, не дающим ей потеряться, и опирается на шляпки двух верхних шурупов, завинчивая иди вывинчивая которые вы можете регулировать высоту струн. Бридж – профилированная палисандровая плашка, крепящаяся маленьким шурупом, проходящим через продольный пропил в струнозацепе – с помощью данного нехитрого решения можно регулировать мензуру (подобные решения использовали и далёкие шведские инженеры). Ничем не примечательные металлические антабки-рюмки прикручены на противоположных полюсах обечайки, при этом нижняя предусмотрительно расположена в углублении между двух "полупопий" корпуса, что позволяет спокойно прислонять инструмент к стенке, не опасаясь, что он завалится набок – вроде бы мелочь, но заметно облегчает жизнь.
Электроника инструмента также поражает здравомыслием: один сингл-липстик (для производства их корпусов действительно использовались патроны для губной помады), регулируемый по высоте при помощи выведенных на тыльную сторону корпуса винтов, и лапидарный темброблок, состоящий из регулятора громкости, регулятора обреза ВЧ и гнезда под джек, установленных на огромном пикгарде из толстенного ДБСП ("кухонный" слоистый пластик), форма которого порадовала бы самого Пикассо. В оригинале гитара продавалась вместе с большим прямоугольным кофром, в который был вмонтированы 5-дюймовый динамик и усилитель на двух лампах – этакий мобильный переносной комбик, "всё своё ношу с собой".
При всей незамысловатости конструкции и презрении всех лютнерских традиций, данный инструмент неожиданно радует: это достаточно лёгкая гитара с мензурой 597 мм, запоминающейся внешностью, нормальным балансом и "тем самым звуком" – сермяжный рок-н-ролл, гаражный панк, протохард и прочие стили, не требующие изысканных обертонов и "прозрачного воздушного звучания" заходят просто на ура (что не удивительно: значительная часть классических записей подобной музыки была сделана с помощью именно этих АШАН-гитар).

Данный экспонат, произведённый в 1965 году (серийный номер 185 14519) был любезно предоставлен МУZЕУМ'у питерским музыкальным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2024 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ