Видимо, самое сложное изделие Белорусского производственного объединения музыкальных инструментов - ЭГ СОЛО-II, появившаяся
в районе 1988 года как финальное звено эволюции гитары ФОРМАНТА
(через промежуточный вариант СОЛО-II "Форманта"), и изготавливавшаяся вплоть до полного крушения Империи.
Небольшая асиметричная дека, отдалённо напоминающая Ереванский КРУНК,
изготовлена из ольхово-елового набора, заключённого между
двух слоёв фанеры. Буковый гриф с берёзовой накладкой, фанерованной шпоном красного дерева и размеченной небольшими точками,
крепится к корпусу четырьмя шурупами через небольшой металлический некплейт, закрытый хромированной крышкой с выштампованным
артиклем 253-БЛ (та же крышка прикрывает выборку под батарею "Крона", находящуюся чуть ниже узла крепления грифа). Гриф,
с его небольшими аккуратными ладами, можно было бы назвать удобным, если бы не одно "но": от порожка до третьего лада он имеет
совершенно фантастический прямоугольный профиль, сильно затрудняющий игру в первой позиции. Верхний порожек - деревянный.
Голова грифа, несколько выбивающаяся из общего дизайна гитары, несёт на себе набор классических Алапаевских колков
на две стороны и коронообразную металлическую крышку анкерной гайки. Мензура инструмента стандартная, 650 мм.
Отдельно можно отметить окраску: если на данном экземпляре мы
видим типовой готичный полиэфир, то значительное количество поздних инструментов красились в совершенно нетипичные для
отечественного гитарпрома цвета - вплоть до гламурно-розового.
Струнодержатель - почти классический стоп-бар, имеющий один небольшой недостаток: слишком маленькие отверстия под бобышки
на концах струн, вследствие чего имеются некоторые проблемы с их скоростной заменой. Бридж - самостийная вариация тюн-о-матика,
позволяющая регулировать общую высоту струн и селективно подстраивать мензуру, а также снабжённая крупными роликами, не сильно
необходимыми на гитаре без тремоло. Верхняя антабка - невысокая, почти плоская, нижняя - позаимствованная у
чехословаков вывинчивающаяся отвёртка.
Электроника, смонтированная на пикгарде из крашенного с оборота оргстекла, поражает воображение: СОЛО-II это просто атомная
подводная лодка, несущая на борту два встроенных эффекта. Три поздних Борисовских звукоснимателя в хромированных корпусах,
чья форма завершает общий гробообразный ансамбль железа (собственно, переходная
СОЛО-II "Форманта" представляет собой обычную
ФОРМАНТУ с грифом, датчиками и бриджем как у рассматриваемой гитары), коммутируются тремя диковинными выключателями ПДК-1 с большими
клювами. Без выдумки и рационализаторства, естественно, не обошлось: верхний клюв подключает бриджевый датчик с обрезом НЧ,
средний - чистый миддл, а нижний - нековый с обрезом ВЧ, т.е., комбинируются три фиксированных тембра. Ручка справа - мастер-громкость.
Одиночный выключатель слева активирует "фаз эффект", а ручки под ним регулируют, соответственно, тон и громкость. Выключатель справа
отвечает за "файзер", а сопреложные крутилки - за частоту и глубину эффекта. Выход - СГ-5 на обечайке (для включения питания
контакты 4 и 5 должны замыкаться перемычкой в штекере шнура).
В целом гитара оставляет противоречивые ощущения. С одной стороны, если отвлечься от лёгкого кивания головой и неоднозначного
профиля грифа, гитара достаточно удобна. С другой стороны, со звуком же получается несколько иначе. На чистом канале в пассивном режиме ещё есть
определённый шарм, хотя предначертанность ролей "НЧ", "СЧ" и "ВЧ" для звукоснимателей, вопреки замыслам разработчиков, жизнь
вовсе не облегчает. На внешнем перегрузе СОЛО-II звучит несколько грязновато, без особого блеска, но явно не хуже того же
УРАЛа. "Фаз эффект", естественно, никаким фуззом не является, а может рассматриваться как
предусилитель, просто раскачивающий слабый выходной сигнал датчиков. И совсем беда с "файзером": никакой фазовой модуляции
не происходит, просто наглухо срезаются низкие частоты и слегка эксайтируются высокие, при этом гитара начинает звучать как-то
совсем противно и противоестественно. Резюмируя всё вышеизложенное, можно с определённой долей условности рекомендовать
СОЛО-II в пассивном режиме для русского панка, а с подключением встроенных "аффектов" - для психоделических изысканий и
шумовых экспериментов.
Данный экспонат, произведённый в конце 80-х, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у
Музыкальным магазином Евгения КОЛПАКОВА в 2011 году.
|