Удивительное творение белорусских мастеров с Борисовской фабрики музыкальных инструментов.
Если не брать в расчёт малосерийную Новосибирскую
ЭЛЕКТРОНИКУ и редко встречающийся Ереванский
двенадцатиструнный КРУНК - первая массовая отечественная электрогитара со встроенным эффектом, выпускавшаяся
с 1978 года.
Обводы корпуса из мебельного щита на основе бука были ничтоже сумняшеся позаимствованы
белорусскими лютнерами у японской гитары KAWAI S-170, поэтому с точки зрения эргономики у ФОРМАНТЫ
всё в порядке. Гриф буковый, достаточно удобный, имел два варианта формы головы и крепился к корпусу
четырьмя шурупами через металлическую пластину. Маркеры - вытянутые овалы. Гайка анкера выведена в
голову грифа и прикрыта металлической крышкой в виде короны. Колки - стандартные, Алапаевского металлургического завода, 6х1.
Мензура обычная для отечественных ЭГ - 650 мм.
Бридж роликовый, являющийся дальним родственником тюн-о-матика с возможностью регулировки высоты
струн и точной установки мензуры, прикрыт крепящейся на двух винтиках Г-образной крышкой, как правило утраченной.
Тремоло-система в целом удачная, на основе Bigsby, однако за счёт того,
что вал установлен довольно высоко, струны идут через бридж с очень маленьким переломом, из-за чего
ролики прижимаются слабо и отчаянно дребезжат при игре. (Ранние экземпляры комплектовались незакреплёнными
деревянными бриджами, регулировка мензуры в которых реализовывалась путём перестановки обрезков ладовой проволоки в
параллельных прорезях - как на ранних JOLANA'х.)
Электрическая схема состоит из трёх Белорусских синглов (отдалённо напоминающих те, что ставились на FRAMUS "5/155 Apollo),
блока коммутации датчиков со встроенными делителями и фильтрами НЧ на среднем и бриджевом звукоснимателях,
управляемого тремя правыми клавишами, общего темброблока с возможностью регулировки громкости и тембра,
а также из включаемого правой клавишей блока
"фазэффекта" с возможностью регулировки тембра и гейна. Эффект питается от стандартной батарейки
типа "Крона", размещаемой в отсеке под креплением грифа (фрезеровка под батарейку, как правило, слегка
маловата) и прикрытом крупным металлическим некплейтом с указанием артикула 241-БЛ. Для работы схемы,
4-й и 5-й контакты в выходном гнезде СГ-5 должны быть замкнуты перемычкой в штекере шнура. При отсутствии
питания возможна эксплуатация гитары в пассивном режиме. (В начале 80-х была выпущена усовершенствованная
версия гитары, получившая название
СОЛО-II "Форманта". От представленного экземпляра она отличалась новыми
"гробовидными" датчиками и грифом с колками на две стороны - как на финальном аккорде
Борисовской фабрики.)
Звук у инструмента, если отвлечься от дребезга роликов, достаточно приятный, особенно на среднем
датчике, а фазэффект, хотя безусловно непригоден для тяжёлой музыки, зато очень хорош для шугейза и
нойз-панка.
Настоящий экземпляр 1981 года выпуска восстановлен в 2009 году мастером Михаилом МЕДВЕДЕВЫМ.
|