Вероятно СТЕЛЛА, выпускавшаяся Ростовской фабрикой музыкальных инструментов, входившей в МПО "КАВКАЗ", c 1975 года - одна из
самых удобных с точки зрения эргономики советских электрогитар: небольшая, лёгкая,
аккуратная. Очень тонкая дека из стандартного мебельного щита на основе бука, покрытого
чёрным полиэфирным лаком. Буковый же гриф с небольшими аккуратными ладами и накладкой, фанерованной шпоном
красного дерева, крепится к корпусу тремя винтами, проходящими через спрятанный под шильдиком небольшой треугольный некплейт
и ввинчивающимися в замурованную под накладкой металлическую пластину - аналогично, скажем, бассу
"Кавказ". Мензура - 650 мм.
Колки - стандартные Алапаевские металлические, 6х1.
Типовой для всех электрогитар НПО "КАВКАЗ" роликовый бридж с возможностью точной
подстройки мензуры установлен на одном основании с сурдиной, призванной создавать эффект "банджо". Относительно вменяемое
тремоло, подозрительно похожее на устанавливавшиеся на
DOMINO и
TEISCO, основным недостатком которого является лишь навороченная
система крепления рычага, располагающая к его потере (что, впрочем, вообще характерно для
советских электрогитар).
На этом, впрочем, достоинства кончаются, поскольку электрическая часть инструмента
вызывает большие сомнения. Дело в том, что СТЕЛЛА - первый (и, слава Богу, единственный) образец советской
стереофонической гитары. Из четырёх синглов, изготавливавшихся Тульским ПО МЕЛОДИЯ и здорово
напоминающих древнеяпонские TEISCO, два ближних к грифу имеют сдвоенные
катушки для съёма 1-2-3 и 4-5-6 струн соответственно. Левый блок небольших ползунков типа ПД-1 (пару раз мелькали партии
инструментов, на которых все переключатели типа ПТ-17-1) прозаически коммутирует
соответствующие звукосниматели, причём сигналы с
1 и 3 датчиков идут в левый канал, а с 2 и 4 - в правый. При этом, в зависимости от положения самого верхнего левого
тумблера ПТ-17-1 (т.н. "стерео режимы Т и С"), 1 и 2 звукосниматели подключаются либо целиком, либо в них используется
лишь одна катушка - для 4-5-6 струн в первом, и для 1-2-3 струн во втором. Верхний правый ползунок переключает
режимы "стерео" и "моно", а второй и третий включают обрез НЧ, соответственно, на 1-3 и 2-4 звукоснимателях (при этом,
вне зависимости от положения выключателей 3 и 4 датчиков, при включении фильтров их сигналы с зарезанными
НЧ подаются каждый в свой канал). Собственно, вся
идеология СТЕЛЛЫ построена на комбинировании двух пар датчиков, поскольку для каждой пары свои регуляторы
тембра и громкости (соответственно, второй и третий потенциометры для пары 1-3 и четвёртый и пятый для пары 2-4). Самый
верхний потенциометр регулирует стереобаланс. Естественно, столь сложная система из восьми взаимозависимых
двухпозиционных переключателей и пяти регуляторов мало того, что
достаточно трудна для понимания, так ещё и уснащает изначально не очень сильный сигнал обилием наводок и помех.
Настоящий экземпляр 1987 года выпуска (серийный номер 23954), списанный из
неизвестного ДК города Дзержинска, не нуждался в восстановлении и лишь был с течением времени
доукомплектован недостающими деталями.
|