Пришедшее в 1986 году на смену классической отечественной электрогитаре
АЭЛИТА изделие Ростовской фабрики музыкальных
инструментов РОСТОВ-ДОН, без особых изысков окрещённое создателями АЭЛИТА-2. Пару лет обе модели выпускались параллельно, а
затем производство разработанной ещё в 1970-м году первой АЭЛИТЫ было прекращено.
Вопреки расхожему мнению, форма корпуса, изготовленного из ольхово-букового щита, оклеенного с обеих сторон берёзовой фанерой, не
была получена простым усекновением ветвистых рогов старшей АЭЛИТЫ - это совершенно самостоятельный дизайн, послуживший основой
для запущенной в производство через два года басс-гитары
БАС-2. Узел крепления грифа и регулировки анкера скопирован Ростовскими
лютнерами с гитары
УРАЛ (в своё время позаимствовавшей у АЭЛИТЫ схему):
буковый трёхчастный гриф крепится к деке четырьмя шурупами, а регулировочная гайка анкера под вороток
выведена в углубление в пятке и, теоретически, доступна через небольшое ревизионное отверстие в кармане деки. На практике же, как и у
Свердловского прототипа, без снятия грифа произвести какие-либо манипуляции с анкером, скорее всего, не удастся. Буковая либо берёзовая
накладка фанерована шпоном красного дерева и размечена пластиковыми дотами. Вычурная голова грифа, украшенная логотипом
фабрики-изготовителя, не имеет наклона, поэтому снабжена аж двумя треугольными ретейнерами, обеспечивающими надёжное прижимание
струн к пластиковому направляющему порожку перед нулевым ладом. Колки - стандартные Алапаевские с металлическими втулками,
установленные на две стороны (на поздних экземплярах встречаются колки с пластиковыми лопастями). Мензура инструмента - 650 мм.
По сравнению со старшей сестрой, фурнитура гитары не претерпела изменений: то же тремоло по мотивам наработок KLIRA/HOPF/FRAMUS с
верхней частью, держащейся лишь за счёт натяжения струн, и тот же комбайн, объединяющий на одном основании пружинный демпфер
и бридж с роликовыми сёдлами, позволяющий регулировать при помощи звёздчатых шайб общую высоту струн и юстировать
мензуру каждой струны в отдельности. Антабки - металлические грибки с отверстием под вороток.
Электроника, смонтированная на пикгарде из красного перлоида, также полностью наследует старшей сестре (форма пикгарда, впрочем, не
может быть получена обрезкой пикгарда первой АЭЛИТЫ): три регулируемых по высоте сингла Тульского ПО МЕЛОДИЯ в
пластиковых корпусах, раздельные регуляторы уровня для каждого датчика, мастер-громкость, установленное на обечайке гнездо СГ-5 и два
блока кнопок. Левый блок обеспечивает коммутацию соответствующих датчиков, а правый отвечает за включение обрезных фильтров:
верхняя кнопка позволяет выбрать обрез либо ВЧ, либо НЧ некового звукоснимателя, а две оставшиеся, соответственно, больший или
меньший обрез НЧ среднего и бриджевого датчиков.
На мой взгляд, суммарно отличия АЭЛИТЫ-2 от предшественницы, сработали скорее в минус: да, за счёт исчезновения рогов, гитара стала
легче, но нарушился баланс, новые датчики несколько больше фонят, гнездо на нижней части корпуса по-прежнему не позволяет поставить
подключённую гитару к стене, а регулировка анкера заметно усложнилась. Да и общий экстерьер не столь претенциозен и вызывающ. С другой
стороны, на фоне основной массы отечественных электрогитар, и АЭЛИТА-2 выглядит достаточно пристойно, а по звучанию вполне
приемлема для основной массы музыкальных стилей - от бита и мод-рока, до фанка и блюз-рока. С поправкой на "местный колорит",
естественно...
Этот экспонат, выпущенный ориентировочно в 1990 году (серийный номер 101217), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем генофонда
отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.
|