Титульная модель Свердловской фирмы клавишных музыкальных инструментов, производившаяся с конца 1975 года
почти до самого закрытия фабрики. К моменту агонии предприятия технологические операции по изготовлению гитары настолько
упростились, что в принципе можно выделить её в отдельную категорию.
Дека инструмента изготовлена из произвольного набора брусков (бука, ели, берёзы) и фанерована с двух сторон
берёзовой фанерой. Анатомические выборки, знакомые нам по ранним экземплярам, полностью упразднены.
Буковый гриф с буковой накладкой, размеченной пластиковыми дотами, крепится к корпусу четырьмя шурупами.
Узел регулировки анкера, выполненный по мотивам гитары
YAMAHA SG 5,
послужившей в своё время отправной точкой для уральских конструкторов, выполнен в виде гайки с отверстиями
под вороток, утопленной в окошке в пятке грифа. Для настройки анкера в кармане деки предусмотрено ревизионное
отверстие, однако, без полного демонтажа грифа отстроить прогиб весьма затруднительно. Шляпки шурупов крепления
грифа и шахта регулировки анкера прикрыты жестяным некплейтом, на котором, в связи с распадом СССР, уже отсутствует
артикул. Судя по всему, запас эксклюзивных силуминовых колков на фабрике иссяк, поэтому в этот период использовались
обычные Алапаевские с круглыми лопастями. Гитара вообще практически лишена какого-либо лоска: с головы грифа
исчез логотип, с накладки грифа - шпон махагона, узкий кант изготовлен из сероватого пластика, а весь инструмент
покрыт не полиэфиром, а бело-серой эмалью, напоминающей на ощупь обычную половую краску.
Система тремоло, почти один-в-один скопированная с YAMAHA SG 5, позволяет работать рычагом на понижение тона.
Основание тремоло в выборке корпуса, зачастую, прикручено с перекосом. Роликовый бридж, восходящий своим генезисом
к бриджам итальянских GHERSON'ов,
позволяет отстраивать мензуру каждой струны в отдельности и выставлять
общую высоту струн при помощи регулировочных шайб с накаткой, навинченных на вбитые в деку резьбовые шпильки.
Иногда, впрочем, хода сёдел недостаточно для того, чтобы отъюстировать мензуру в связи с весьма приблизительным
расположением шпилек. Пластмассовые антабки прикручены обычными саморезами под крест.
Электроника гитары, смонтированная на пикгарде из красного или зелёного перлоида, состоит из трёх регулируемых
синглов с орнаментом из магендавидов на крышках, двух кнопочных блоков, селективных регуляторов уровня звукоснимателей,
общей мастер-громкости и гнезда СГ-5, привинченного в выборке корпуса. Кнопочные блоки, смонтированные на
печатных платах, имеют следующее назначение: левый позволяет подключать звукосниматели, а правый представляет
собой три фильтра, позволяющие обрезать те или иные частоты на каждом датчике отдельно. К сожалению, из-за
особенностей схемотехнических решений, фильтры являются взаимозависимыми, что не позволяет сформулировать
интуитивно понятный алгоритм работы темброблока.
Общее впечатление от инструменты можно сформулировать одним словом: небрежность. Видимо, при производстве
последних партий УРАЛов технический контроль качества продукции отсутствовал как класс и все операции мало того,
что были максимально упрощены, но и выполнялись абы как. Больше всего это напоминает последних деревянных
солдат Урфина Джюса: поздний УРАЛ выглядит как макет электрогитары с мензурой 650 мм в натуральную величину.
Безусловно, и среди этих инструментов можно найти вполне годные экземпляры, но вероятность этого заметно ниже,
нежели у более ранних серий.
Данный экспонат, выпущенный в апреле 1994 года (серийный номер 101319), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у
Хранителем генофонда отечественных электрогитар
Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.
|