Самая ранняя инкарнация ростовской электрогитары ТОНИКА, появившаяся в 1970 году. В теории, данное изделие
полностью наследует
ранней свердловской ТОНИКЕ,
однако, как выяснилось, на этапе запуска инструмента в серию, ростовчане пытались внести некоторые изменения в
техпроцесс.
Корпус гитары, имеющий неповторимую форму, изготовлен из произвольного набора бука, ели и ольхи, скреплённого
берёзовой фанерой. Буковый гриф – и это первое отличие от канона – не имеет анкера. В связи с отсутствием под накладкой
металлической пластины, гриф крепится к деке при помощи двух циклопических шурупов с огромными шляпками.
Накладка изготовлена из бука и, в отличие от прототипа, не фанерована шпоном ценных пород, а выкрашена морилкой.
Разметка ладов тоже отличается: если у свердловских и поздних ростовских инструментов маркеры представляют
собой вытянутые овалы, то здесь мы имеем небольшие аккуратные доты. Направляющий порожек сделан из
переклея тонких слоёв целлулоида с явным доминированием центральной чёрной вставки. Колки стандартные, 1х6,
с силуминовыми штоками, производства фабрики им. Луначарского.
Позаимствованная у
восточногерманских гитар MUSIMA машинка тремоло и позволяет работать рычагом на
повышение и понижение строя. В отличие от оригинала и свердловского прототипа у ранних ростовских ТОНИК
отсутствуют подшипники в барабане, поэтому надёжность возвращения строя весьма сомнительная. Кроме того,
цанговый зажим рычага дублирует свердловский составной – позднее его заменит цельная деталь. Сёдла
бриджа, покоящегося на восьмилучевых гайках, регулирующих общую высоту струн, также скопированы со
свердловского образца – однако выполнены настолько скверно, что замена их в дальнейшем на гнутые из
металлического листа является неоспоримым благом. Антабки – прозаические металлические грибки с резьбовым
хвостовиком и отверстием под вороток.
Смонтированная на пикгарде из радостного искристого японского пластика схема инструмента, наследует
немецкому канону: два сингла с вынесенными из катушки магнитоводами, пятипозиционный галетный переключатель,
две громкости (верхняя работает только в первом положении галетника) и гнездо СГ-5, достаточно неудобно
расположенное на нижнем ребре корпуса. Варитон позволяет выбрать следующие режимы работы схемы: нек, нек+бридж,
бридж с обрезом НЧ, нек с обрезом ВЧ, мьют. Заземление струн не предусмотрено.
В общем и целом, первый блин ростовских лютнеров получился вполне пристойным: достаточно эффектная электрогитара
с классической мензурой 650 мм, нормальным балансом и четырьмя контрастными тембрами на выбор. Безусловно,
высокая посадка грифа даёт определённую коробчатость, но можно несколько неожиданно порекомендовать эту
ТОНИКУ для бибопа и прочих
фьженов.
Данный экспонат, произведённый в 1970 году (серийный номер 141) приехал в МУZЕУМ с исторической родины
и был восстановлен питерским гитарным мастером
Павлом ШУПИКОМ в 2019 году.
|