Любопытный инструмент, недолго выпускавшийся Западногерманской артелью FRAMUS в 1964-67 годах прошлого века. Данная модель, снабжённая никелированной
либо позолоченной фурнитурой, комплектовалась двумя или тремя датчиками, и от более навороченных инкарнаций отличается отсутствием устройства "Organ Effect",
представлявшего собой дополнительный потенциометр громкости с возвратной пружиной и крючковатым штоком для управления мезинцем.
Форма корпуса, изготовленного из шпонированной ольхи, и выкрашенного в весёленький бежевый цвет, недвусмысленно отсылает нас к
FENDER Jaguar. Гриф, крепящийся к корпусу четырьмя шурупами через
трапецеидальный металлический некплейт, изготовлен по технологии Everstraight, позаимствованной у производителей авиационных пропеллеров – то бишь из
тонкослойной буковой фанеры, слои которой перпендикулярны плоскости палисандровой накладки. Вопреки традиционному скепсису в отношении фанерных грифов,
могу засвидетельствовать, что за почти полвека гриф не повело. Накладка несёт на себе 21 лад + нулевой, и с непривычки кажется слегка узковатой
("тип А", ширина 38 мм). Разметка выполнена перлоидными дотами,
продублированными точками на ребре. Гайка анкера под ключ-семёрку выведена в голову и прикрыта треугольной латунной пластиной. Родные колки с
цилиндрическими крышками (какое-то время я всерьёз полагал, что они, вполне в традициях СССР выфрезерованы из цельного куска металла, но потом убедился,
что это литьё) и коронообразными пластиковыми головками достаточно надёжны. Корпус инструмента выкрашен в бежевый цвет, гриф затонирован под красное
дерево, перо грифа с лицевой стороны покрыто эбеновым шпоном и украшено врезным латунным логотипом фирмы-производителя.
Струнодержатель-тремоло, конструктивно являющийся прототипом для ставившихся на болгарские
ORFEUS'ы, позволяет работать рычагом и на повышение и на понижение строя. Бридж –
снабжённая демпфером вариация тюн-о-матика, позволяющая регулировать общую высоту струн и юстировать мензуру каждой в отдельности. Демпфер, кстати,
расположен вполне по-дурацки, под правой рукой, поэтому может включаться самопроизвольно. Антабки – ничем не примечательны, если не считать того, что
изготовлeны из алюминия. Гитару украшает пикгард черепаховой расцветки, прикрывающий фрезеровки в деке.
Электроника представлена двумя регулируемыми по высоте синглами с раздельными магнитными сердечниками в металлических корпусах, подключающимися
установленными на хромированной пластине на верхнем роге выключателями, и темброблока, смонтированного на поражающем воображение металлическом панцире,
прикрывающем собой дополнительно и механизм тремоло – ну как тут не вспомнить
"Чернигов"? Распайка темброблока, впрочем, не является совсем очевидной: НЧ некового датчика по умолчанию слегка обрезаны, и верхний ползунковый
переключатель либо позволяет плавно регулировать обрез его ВЧ верхним потенциометром, либо полностью их обрезает, а нижний ползунок в одном положении
даёт фиксированный обрез НЧ бриджевого звукоснимателя с плавной регулировкой обреза ВЧ, а во втором, наоброт, обрезает ВЧ с плавной регулировкой обреза
НЧ средним потенциометром. Нижняя ручка – мастер-громкость. выходной разъём – джек.
С точки зрения эксплуатационных характеристик Strato de Luxe показал себя как исключительно славный инструмент с мензурой 625 мм. Он вполне удобен в
плане эргономики (хотя металлический доспех мог бы быть и полегче), а его звук на перегрузе (на чистом канале Strato, если честно, не особо впечатляет)
замечательно подходит для панка, русского рока и даже харда. Это действительно небольшая, но очень серьёзная гитара – в отличии от появившегося полтора
десятка лет спустя Восточногерманского Jaguar'а.
Данный экспонат, выпущенный в апреле 1964 года (серийный номер 16029-64D) приехал ко мне из польского города Згожелец в 2011 году вместе с небольшим
аккуратным кофром, обтянутым бумажной (!) крокодиловой кожей.
|