МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


БАСС "Кавказ"

БАСС "Кавказ"

Классический советский басс, выпускавшийся ориентировочно с 1971 года на фабриках в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе. Собственно, официально он значится во всех номенклатурах как просто БАС, однако в народе за ним прочно закрепилось имя "Кавказ" - по названию МПО, куда входили обе фабрики (иногда его столь же ошибочно называют "Терек" - по названию фабрики в Орджоникидзе).
Небольшая аккуратная дека изготовлена из буково-ольхового щита, для гладкости оклеенного с обеих сторон берёзовой фанерой. Гриф из трёх кусков бука, с буковой же накладкой, фанерованной тонким шпоном палисандра. 22 лада, плюс нулевой, разметка ладов - вытянутые овалы. Гриф крепится к деке тремя винтами, проходящими через утопленный в выборке в корпусе треугольный некплейт, и ввинчивающимися в замурованную под накладкой металлическую пластину. Заявленная в паспорте мензура - 805 мм. Гайка анкера выведена в голову и задекорирована эстетичной металлической крышкой, типовой для АЭЛИТЫ, СТЕЛЛЫ и прочих Ростовских гитар. Колки - "советские бассовые стандартные", вопреки расхожему мнению, надёжные и живучие - надо только своевременно их смазывать. Дека и гриф (за исключением лицевой стороны головы грифа, оклеенной изумительным искристым целлулоидом) покрыты толстым слоем полиэфирного лака.
Струнозацеп, прикрытый непритязательным металлическим кожухом, представляет собой простенькую гребёнку, привинченную тремя небольшими шурупами. Пластмассовый бридж - незакреплённый на корпусе, состоящий из двух частей и позволяющий при помощи восьмилучевых подстроечных гаек регулировать высоту струн.
Схема, смонтированная на пикгарде из пластика, идентичного украшающему голову грифа, состоит из двух звукоснимателей-синглов в крупных хромированных корпусах, аналогичных устанавливавшимся на Свердловские ТОНИКИ, однако, лишённых магнитоводов. Помимо датчиков в неё входят пятипозиционный галетник-варитон и две регулировки громкости - распайка восходит к упрощённой "немецкой распайке": в первом (по часовой стрелке) положении работает нековый датчик и две последовательные громкости, во втором - оба датчика и нижняя громкость, в третьем - бриджевый звукосниматель c обрезом НЧ и нижняя громкость, в четвёртом - нековый с обрезом ВЧ и нижняя громкость, в пятом - гитара выключена. Выход - СГ-5 на ребре корпуса.
Гитара довольно лёгкая и удобная по форме, но по дисбалансу превосходит даже легендарный УРАЛ, и в гораздо большей степени пригодна для игры сидя. Звук довольно невыразительный и тихий, чему, видимо, порукой и слабые датчики с "размазанной" точкой съёма и пластмассовый бридж, гасящий колебания. В общем и целом, инструмент не самый удачный и пригодный по совокупности, на мой взгляд, лишь для перверсивного пост-панка. Пришедший ему на смену в 1988 году БАС-2 был, несомненно, более приемлемой моделью.

Данный прекрасно сохранившийся экземпляр, сошедший со стапелей Ростовской фабрики в 1978 году (серийный номер 52450) был любезно предоставлен МУЗЕУМу Тульсом ЛЮПЕРОМ в 2011 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ