МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи


ORFEUS Родопа

Электрогитара ORFEUS Родопа

Умение болгарских лютнеров из ограниченного набора конструктивных элементов создать безграничное количество модификаций гитар — поражает. Данное изделие мастеров пловдивского предприятия СД-КЛОН-МЕБЕЛ входившего в объединение БЪЛГАРСКА КРЕМОНА, появившееся где-то на рубеже 60-70-х — явное тому подтверждение. Генезис названия стоит искать в традиционной для ОРФЕЕВ топонимической области.
Корпус инструмента, идентичный классическому ОРФЕЮ Хеброс, включает в себя две плоские деки из еловой фанеры, буковую обечайку и (несколько неожиданно) махогоновый сустейн-блок, имеющий сквозные фрезеровки, соединяющие полости справа и слева. Для вящей надёжности деки усилены чахлыми одиночными поперечными пружинами. Буковый гриф инструмента крепится к корпусу четырьмя шурупами через прямоугольный металлический некплейт. Кленовая накладка по болгарской традиции выкрашена чёрной краской и маркирована на 5-м, 7, 12-м и 17-м ладах. Врезной узкий пластиковый верхний порожек является направляющей для нулевого лада. Не имеющая наклона голова грифа, определённо намекающая на FENDER Electric XII, укомплектована установленными без втулок раздельными колками с ромбическими основаниями, скобообразным ретейнером и резинотканевой наклейкой с именем производителя, написанным латиницей. Гайка анкера под накидной ключ-семёрку выведена в голову грифа и задекорирована небольшой целлулоидной крышкой. Корпус гитары выкрашен в приятный морковный полуметаллик, а обе деки, эфы и накладка грифа украшены однослойным кантом.
Струнодержатель-тремоло, скопированный с изделий западногерманской фирмы SHALLER, знаком нам по иным инструментам болгарских лютье и позволяет работать рычагом как на повышение, так и на понижение строя. Незакреплённый на корпусе бридж состоит из деревянного основания и металлического корытца с плексигласовыми сёдлами, позволяющими регулировать мензуру каждой пары струн. Две небольшие металлические антабки установлены на противоположных полюсах обечайки.
Электроника гитары включает в себя два сдвоенных сингла "М 358" (в каждой паре звучки соединены параллельно), удерживаемых силой трения в привинченных к корпусу пластмассовых обоймах, раздельные регуляторы громкости пар датчиков, общий тембр и гнездо СГ-5, установленное на обечайке. Заземление струн не предусмотрено. Помимо данной конфигурации, встречаются экземпляры с двумя обычными, не сдвоенными синглами.
Рассматриваемый инструмент способен вызывать разнообразные эмоции. Безусловно, установка верхней антабки на верхнем роге могла бы немного компенсировать дифферент тяжёлой головы грифа, заземление струн несколько снизить фон (впрочем, не настолько ужасный, если не использовать гитару с хайгейновыми обработками), к весьма округлому профилю грифа и накладки нужно привыкнуть, а тремоло-система слегка дестабилизирует и без того сложную настройку. С другой стороны, РОДОПА - достаточно эффектный инструмент с мензурой 625 мм, неплохим (невзирая на плексигласовые сёдла бриджа) сустейном и достаточно чётким артикулированным звуком. Область применения гитары ограничивается только фантазией владельца, но очевидными кажутся фолк, психоделия и сермяжный эстрадный рок.

Данный экспонат, произведённый, судя по наклейке, крышке анкера, бриджу и малокалиберным ручкам потенциометров, где-то в первой половине 70-х, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у коллегой Cdur в 2019 году.


ПРЕДЫДУЩАЯ
ОБЩИЙ СПИСОК
СЛЕДУЮЩАЯ