Одна из самых массовых отечественных электрогитар, производившаяся ориентировочно с 1973 года на нескольких
предприятиях. Данный экземпляр был изготовлен Фабрикой музыкальных инструментов "Терек", входившей в МПО "КАВКАЗ" и
располагавшейся в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Корпус достаточно своеобразной формы изготовлен из ольхово-елового щита, оклеенного с двух сторон берёзовой
фанерой. Буковый гриф крепится к деке тремя винтами, проходящими через треугольный некплейт, утопленный в корпусе,
и ввинчивающимися в металлическую пластину, замурованную под накладкой. Гайка анкера выведена в оклеенную
красным перлоидом голову грифа и
прикрыта хромированной металлической крышкой, как на
Ростовских инструментах. Размеченная вытянутыми овалами буковая накладка для эстетики
фанерована шпоном красного дерева. Колки - стандартная планка от акустической гитары, с силуминовыми штоками - прикрыты
единым металлическим кожухом и укомплектованы белыми пластмассовыми втулками. Корпус и гриф покрыты каноническим
чёрным полиэфиром.
Струнодержатель-тремоло достаточно своеобразной конструкции (позаимствованной у ранних гитар HOPF),
основной изюминкой которой является отсутствие
жёсткого крепления пластины с цангой для рычага к привинченному к деке основанию - она держится только за
счёт натяжения струн, что при неумелом обращении способно привести излишне энергичного гитариста к конфузу, когда
пластина с рычагом остаётся у него в руке. Роликовый бридж,
типовой для гитарных фабрик Юга России, является отдалённым
родственником ставившихся на немецкие электрогитары, и позволяет раздельно юстировать мензуру каждой струны и
их общую высоту. Бридж украшен щёгольской металлической крышкой и установлен на общем основании с пружинной
сурдиной, позволяющей глушить струны за счёт прижимания к ним демпфера из микропористой резины (на данном
экземпляре резинка утеряна, что вообще характерно для этих гитар). Антабки - небольшие пластмассовые грибки.
Схема, смонтированная на пикгарде из знакомого нам по перу грифа красного перлоида, состоит из трёх намертво
привинченных Люберецких
синглов в металлических корпусах с регулируемыми винтами-магнитоводами, двух блоков кнопок (левый блок отвечает
за подключение соответствующих звукоснимателей, а правый осуществляет включение пассивных фильтров: верхняя
кнопка отвечает за обрез ВЧ некового датчика, а две оставшиеся - за обрез НЧ среднего и бриджевого), отдельных
регуляторов уровня для каждого звукоснимателя и общей мастер-громкости (ручки на потенциометрах установлены
трогательно-телевизионные). Собственно, та же схема с небольшими изменениями была использована Свердловскими мастерами на гитаре
УРАЛ. Гнездо СГ-5 вынесено на бок корпуса
в достаточно неудобном месте: почти на нижнем ребре, что не позволяет ставить подключённую гитару на пол.
Вопреки распространённому мнению, что изделия "Терека" были одними из худших в Союзе, данная АЭЛИТА являет собой
на редкость удачный инструмент с классической мензурой в 650 мм и весом 3,7 кг: она вполне эргономична, у неё достаточно мощный голос с неплохим сустейном и она
- вы не поверите! - вполне уживается с перегрузом. К недостаткам можно отнести некоторую глуховатость звучания и не
самый яркий внешний вид - в остальном эта гитара вполне пригодна для гаражного панка, достаточно тяжёлого блюз-рока,
и даже харда.
Данный экспонат, произведённый в 1977 году (серийный номер 6061) оказался в MУZЕУМ'е проездом из Петербурга в Москву
в 2013 году.
|