Вероятно, одна из самых щемящих страниц в истории отечественного электрогитаростроения – гитара «Электроника»,
разработанная в 1971 году лабораторией товаров народного потребления Новосибирского завода радиодеталей под
руководством Рэма Глебовича Фарынского. К сожалению, цена 220 рублей показалась новосибирским музыкантам
слишком высокой, пробная партия инструментов в магазинах города продавалась плохо, в результате чего
руководством завода было принято решение о прекращении выпуска электрогитар.
Довольно тонкий корпус изготовлен из елового блока. Буковый гриф с буковой накладкой, маркированной
небольшими пластиковыми точками, крепится к деке тремя шурупами. Верхний порожек пластиковый, традиционно
служащий направляющей струн для нулевого лада. На слегка наклонённой голове грифа через резиновую прокладку
(!) установлена планка обычных колков с силуминовыми штоками и небольшими металлическими втулками.
Прикрытая белой пластиковой крышечкой гайка анкера выведена в голову грифа.
Струнодержатель-тремоло представляет собой фигурную металлическую пластину, шарнирно закреплённую как
детские качели на привинченном к деке основании. Дальний край пластины слегка загнут к деке и имеет отверстия
для крепления струн как у
MUSIMA I/2, а ближний опирается на
утопленную в деку через металлический стаканчик пружину. Вся конструкция прикрыта декоративной металлической
крышкой, знакомой нам, скажем, по гитарам
FRAMUS, и позволяет
работать рычагом на повышение и понижение строя. (Самые ранние экземпляры были
снабжены безыскусным трапецеидальным зацепом-рамочкой в стиле
инструментов ленинградского завода
«Аккорд»). Бридж напоминает ставившиеся на инструменты фабрики «Ростов-Дон»: оснащённое подпружиненными
роликовыми сёдлами, выгнутыми из листового металла, основание П-образного профиля, прикрытое декоративной
крышкой и установленное на двух винтовых стойках с регулирующими высоту шайбами. Стойки ввинчены в плоское
незакреплённое основание, установленное на пикгард через тканевую прокладку. Антабки – очень широкие
пластмассовые «шляпки».
Схема, смонтированная на двух пикгардах из крашенного с оборота оргстекла, поражает воображение: этот
инструмент является первой отечественной гитарой с активной электроникой. На правом пикгарде установлены
три нерегулируемых уникальных сингла с залитыми компаундом ленинградскими потрохами в металлических
корпусах, галетный селектор датчиков, плата предусилителя и блока эффекта вибрато, регуляторы (сверху вниз)
громкости, тембр НЧ, тембр ВЧ, глубина вибрато, разъём СГ-5. Галетник позволяет получать следующие сочетания
звукоснимателей: нек, нек + миддл, миддл + бридж, бридж, нек + бридж. Левый пикгард скрывает гнездо для
батарейки типа «Крона», питающей схему, и клавишу включения эффекта вибрато. Активация схемы осуществляется
путём включения в выходной разъём штекера с перемычкой, замыкающей цепь питания.
«Электроника» представляет собой довольно стильную, эргономичную электрогитару с обычной мензурой 650 мм и
довольно характерным голосом, а встроенный эффект делает очевидным предрасположенность инструмента для
исполнения сёрфа. К недостаткам можно отнести довольно большой вес (5 кг) и невозможность использования
гитары в пассивном режиме.
Данный экспонат, произведённый в 1971 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ'у Хранителем
генофонда отечественных электрогитар
Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ в 2014 году.
|