Одна из самых загадочных отечественных электрогитар, обнаружить порт приписки которой не удавалось очень долго. Однако, в 2011 году было доподлинно
установлено, что это изделие Черниговской фабрики музыкальных инструментов им. П.П. Постышева, производившееся ориентировочно с 1971 года.
Многие элементы конструкции инструмента поражают своей необычностью. Первое, что бросается в глаза – необычная "однорогая" форма деки из мебельного
щита на основе сосны, причём два слоя дерева склеены в нём не в стык, а сэндвичем. Гриф из трёх кусков бука (не имеющий анкера, но в силу достаточной
толщины не склонный к прогибу) крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через каплеобразный металлический некплейт, при этом один из шурупов
ввинчивается в пятку. Металлическая пластина с тыльной стороны прикрывает врезанную (как у
ЭЛЬТЫ) в перо грифа планку с колками от акустики. Форма головы сама по себе
удивительна и имеет определённое сходство с головой грифа электрофонической гитары
ТУРИСТ. Накладка из тёмного граба (часто ошибочно принимаемого
за венге) на данном экземпляре покрашена в чёрный цвет и имеет разметку ладов точками с, опять же, не совсем традиционным размещением (похожее
смещение дотов было у гитар Одесской фабрики). Верхний
порожек в оригинале деревянный, служащий направляющей для нулевого лада. Корпус инструмента покрыт полиэфиром, а гриф - нитроэмалью.
Гитара выпускалась в двух вариантах – с тремоло и без.
В данном случае мы рассмотрим вариант с машинкой вариант с машинкой. Снова Bigsby-производная, но на сей раз довольно удачная (поскольку явно
апеллирует к JOLANA'вскому. Незакреплённый на корпусе
бридж состоит из двух деревянных половин (в верхнюю из которых врезан пластмассовый порожек), и позволяет отстраивать общую высоту и мензуру струн.
Антабки на немецкий манер представляют собой вкрученные в корпус металлические винты со сферическими шляпками в отверстия которых продеты
проволочные петли для цепляния карабинов.
Основу темброблока составляет массивная плита из четырёхмиллиметровой хромированной латуни, закреплённая в качестве пикгарда на котором смонтирована
схема, состоящая из двух датчиков ЗС-1, ставившихся также на
Львовские полуакустики, варитон с ручкой как на ЭЛЬТЕ и регуляторы
громкости и тембра. Распайка – очередной советский клон
MUSIMA'вского Record'а. Помимо такой вот, закованной в броню
версии, отдельные партии ЧЕРНИГОВА комплектовались готовыми темброблоками, смонтированными на пластиковых пикгардах Винницким заводом при
ЦКБИТ, поставлявшем темброблоки также для Борисовской фабрики
музыкальных инструментов, и управляемыми четырьмя клавишными
выключателями.
В целом ЧЕРНИГОВ представляет собой весьма любопытный инструмент с классической мензурой 650 мм, довольно увесистый, и очень любопытный по звуку –
возможно не в последнюю очередь за счёт обилия железа, которое тоже по-своему резонирует. Такой классический рыкающий саунд, очень славно звучащий на
перегрузе - не нынешняя альтернатива, конечно, но для олдскульного харда или блюз-рока – само то.
Данный экземпляр (серийный номер 967, тремоло номер 23), приехавший в МУZЕУМ из Киева, был восстановлен в 2009 году мастерами Романом ТОРГОВЫМ и
Павлом ШУПИКОМ.
|