Итальянская фирма ZEROSETTE, с 1945 года выпускавшая аккордеоны, в начале 60-х оперативно среагировала на бит-бум и занялась
производством электрогитар. Часть инструментов изготавливалась для Нью-Йоркской Hershman Musical Instrument Company, продававшей в США гитары
нескольких европейских производителей под маркой GOYA. Мы рассмотрим 12-тиструнную модель Rangemaster 1209, появившуюся в каталогах фирмы в
1967 году и исчезнувшую оттуда в начале 70-х.
Достаточно тонкий (около 45 мм) пустотелый корпус с острыми флорентийскими вырезами состоит из профилированных дек из кленовой фанеры и
такой же обечайки. Во избежание складывания корпуса, деки усилены пружинами. Гриф, склеенный из двух кленовых брусков с махагоновой вставкой,
крепится к корпусу четырьмя шурупами, проходящими через прямоугольный металлический некплейт. Палисандровая накладка размечена прямоугольными
перлоидными маркерами, а верхний порожек изготовлен из белого пластика. Гайка анкера выведена в голову грифа и прикрыта четырёхслой крышечкой.
Закрытая колковая механика, смонтированная на двух планках и установленная через металлические втулки, имеет круглые металлические
лопасти, забавным образом схожие с поздними Алапаевскими колками.
Корпус инструмента выкрашен в приятный медовый бёрст (что отражено литерой "S" в названии модели), верхняя дека украшена шестислойным кантом,
а нижняя, гриф и гротескно приспущенные эфы – однослойным. Оклеенное с лицевой стороны чёрным пластиком перо грифа украшает логотип из
оргстекла с надписью "Goya" и романтическим мужиком в плаще и треуголке с гитарой наперевес.
Струнодержатель-трапеция, снабжённый достаточно массивным струнозацепом, крепится к обечайке тремя шурупами и нижней антабкой. Металлический
бридж с роликовыми сёдлами, изрядно напоминающий ставившиеся на УРАЛы копии бриджей итальянских гитар GHERSON (что не удивительно: Италия
страна маленькая, поставщики фурнитуры у всех были одни и те же), монтируется на привинченном к деке металлическом основании и позволяет
регулировать общую высоту и мензуру каждой пары струн в отдельности. Высокие металлические антабки имеют достаточно рисковый пологий профиль.
Гитара укомплектована пикгардом из двуслойного пластика, который крепится кронштейном к обечайке и шурупом через проставку к деке.
Электроника является, пожалуй, одним из главных аттракционов данного инструмента: первое, что бросается в глаза – уникальные датчики. Их на
гитаре целых четыре (1 и 3 со стороны тонких струн и 2 и 4 со стороны басовых), они имеют независимую регулировку по высоте и скомпонованы в
пары, смонтированные на алюминиевых основаниях. За коммутацию этого благолепия отвечает блок из шести радиокнопок, расположенный на левой
овальной панели и позволяющий выбирать следующие сочетания (свеху вниз): включены все звукосниматели, 1+2, 1+4, 2+3, 3+4, мьют. По замыслу
создателей, вся эта комбинаторика давала широчайший ассортимент звучаний – отсюда и "Rangemaster" (впрочем, как мы видим, вывести на
усилитель, скажем, только альты или только дисканты невозможно). На правой панели установлены кнопки фиксированных частотных фильтров (сверху
вниз): НЧ, СЧ, ВЧ. Единственный потенциометр, снабжённый солидным "колесом" – регулятор громкости. Гнездо под джек установлено на обечайке.
В общем и целом, данное творение рук наследников Римской империи оставляет очень приятные ощущения: гитара откровенно красива,
легка, имеет короткую мензуру 630 мм и звучит сообразно своему времени: фолк-рок, рафинированная эстрада, мёрси-бит и прочие ранние
психоделии идут на ура. В то же время, надежды создателей её навороченного ливера не очень оправдываются, равно как и идеи их последователей
в Советском Союзе: особого прикладного смысла эти многочисленные
кнопки всё-таки не имеют.
Данный экспонат, построенный где-то в районе 1969 года (серийный номер 4754), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у
Хранителем генофонда отечественных электрогитар Владиславом СЕЛИВАНОВЫМ
в 2021 году.
|