Отечественная разновидность харп-гитары, выпускавшаяся по индивидуальным заказам мастерами экспериментального цеха
Ленинградской фабрики народных (щипковых) музыкальных инструментов им. Луначарского. Судя по каталогу 1965 года, данная
разновидность струнных стоила 190 рублей – дороже, чем все остальные акустические гитары. Помимо такой версии со
свободными дополнительными струнами, выпускались и двухгрифовые варианты.
Корпус инструмента весьма своеобразной формы, отсылающей нас к немецкой традиции, состоит из наборной еловой верхней
деки, махагоновой обечайки и
нижней деки из кленово-махагоновой фанеры. Поскольку дополнительные бассовые струны
создают значительное напряжение, конструкция инструмента заметно усилена по сравнению с обычными
акустическими гитарами:
верхня дека укреплена пятью поперечными и двумя продольными кленовыми пружинами, а нижняя – тремя поперечными большого
сечения. Помимо этого наличествует весьма солидный верхний кленовый клёц, в который вклеены две цилиндрические
распорки, упирающиеся в крупные проставки на противоположном торце обечайки. Гриф, который крепится к корпусу винтом и
может поспорить толщиной с грифами
КРУНК-12 и
МАРИИ-Ритм, собран по любопытной
технологии: между двух половинок из роскошного огненного клёна в качестве анкера вклеен участок тонкослойного
махагоново-кленового переклея – известная нам по
изделиям педантичных тевтонов
технология Everstraight. Накладка грифа из крашеного бука размечена крупными пластиковыми дотами, продублированными
на ребре. Сложнопрофилированная кленовая голова несёт на себе колковую механику с крупными лопастями производства
Ленинградского завода спортивных изделий. Общий порожек "классической" части и сепаратные порожки бурдонных струн
изготовлены из клёна.
Безусловно, крайне внушительное впечатление производит отделка инструмента: дека щедро украшена кантами из деревянных
жилок – периметры обечаек забраны пятислойными кленово-эбеновыми, а фронтальные плоскости дек эбено-махагоно-кленовыми.
Помимо этого, розетку окоймляет концентрическая врезная инкрустация.
Широкий бридж выполнен из палисандра с кленовой косточкой, при этом основные семь струн проходят его насквозь, а
дополнительные бассовые крепятся при помощи кнопок. Поскольку гитара относится к числу кабинетных, никаких антабок
не предусмотрено: инструмент предполагает только игру сидя.
Строй гитары включает в себя стандартную цыганскую раскладку Ре-Си-Соль-Ре-Си-Соль-До для грифа и Ля-Фа-Ми-До для
бурдонных струн, хотя их строй может меняться в зависимости от предпочтений музыканта или даже от конкретных
композиций. Мензура грифа 650 мм, мензура дополнительных струн 705-780 мм. К сожалению, я не способен в полной мере оценить
данный загадочный инструмент, могу только констатировать, что могучий профиль грифа не особенно ощущается, басы рычат
вполне по-рояльному, а вот верхов несколько не хватает – возможно из-за того, что при капитальном ремонте,
выполненном в 1984 году Луначарским мастером Шкотовым, гитара была полностью покрыта модным в те времена полиэфиром.
Данный инструмент, выпущенный в 1965 году (к сожалению фамилия мастера на ярлычке абсолютно нечитаема), был любезно
предоставлен МУZЕУМ'у Лабинским коллекционером Максимом БУРЦЕВЫМ
в 2020 году.
|