Нечасто встречающийся в наших широтах бассовый брат
JOLANA
Alexandra, запущенный в производство в 1970 году на фабрике чехословацкого гитарного концерна в Горжовице.
Типовой для всех наследниц легендарной Tornado, корпус этого
полуакустического маломензурного басса изготовлен из профилированной кленовой фанеры, усиленной солидными
еловыми пружинами. Буковый гриф с тонкой лигнамоновой накладкой крепится к деке четырьмя шурупами через
трапецеидальный некплейт. 20 ладов плюс нулевой, алюминиевый верхний порожек, разметка небольшими
дотами из перлоида, дублированными чёрными точками на торце. Гайка анкера выведена в пятку грифа. Колки -
стандартные бассовые для JOLANA тех времён,
закрытого типа, с металлическими лопастями, прорезями для струн в штоках, и не имеющие, в отличие от более
поздних моделей, декоративных рифлёных втулок между лопастью и червяком. Корпус украшен крайне симпатичным
защитным флажком из белого перлоида. Дека и гриф выкрашены в глухой
санбёрст и окантованы. У данного экземпляра с течением времени развилась "кантовая болезнь", свойственная
некоторым партиям чехословацких гитар: в силу неких химических процессов, целлулоид окантовки высыхает под
лаком и начинает обильно выкрашиваться. Нижняя антабка представляет собой знаменитую вывинчивающуюся
подстроечную отвёртку.
На Alexis'е установлена разновидность струнодержателя, впервые появившаяся на чехословацких бассах ещё в 1964 году,
выполненная в виде сварного
металлического зацепа и украшенная крайне эстетичной литерой "J". Бридж - типовой для поздних JOLANA'вских
полуакустических басс-гитар типа KOLOR и бассов серии
STAR, незакреплённый на корпусе, и представляющий
собой профилированное металлическое корытце на двух винтовых опорах, позволяющих регулировать общую высоту струн,
внутри которого установлены на винтах подпружиненные сёдла-ролики, позволяющие селективно юстировать мензуру.
Стоит отметить, что с завода эти бриджи сходили укомплектованными пластмассовой полоской-прокладкой, уложенной
между донышком корытца и сёдлами - во избежание дребезга и на горе сустейну.
Схема гитары укомплектована парой синглов в "замыленных" пластмассовых корпусах, крепящихся к деке через
плоские металлические рамки - так же как и на KOLOR'е. Сама распайка
довольно простая: галетный трёхпозиционный переключатель датчиков, визуально аналогичный ставившемуся на
Graziella, общая громкость и общий тембр
с включаемым соосным выключателем "презенс-фильтром" -
конденсатором, дополнительно обрезающим НЧ на бриджевом датчике. Гнездо - характерный болтообразный джек,
крепящийся к обечайке через прямоугольную металлическую пластинку.
Возможно благодаря кленовой фанере и типу датчиков, звучит Alexis исключительно приятно - звонко и упруго. Естественно, из-за
уменьшенной мензуры (774 мм) не хватает глубоких низов, но зато чёткость и артикулированность - выше всяких похвал. По балансу
инструмент не хуже, чем любая другая полуакустика с верхней антабкой на пятке грифа. Это прекрасный инструмент для
старорежимных рок-н-роллов, нетяжёлого блюза, джазза... Ну и, для неизбывного пост-панка :)
Этот экспонат (серийный номер 1116) был любезно предоставлен МУЗЕУМу
Тульсом ЛЮПЕРОМ в 2011 году (ныне находится в коллекции
Павла ШУПИКА).
|