Ныне при словах "шестиструнный басс" сходу представляется нечто огромное, обильное разнообразным деревом, с грифом шириной в подоконник и
пригодное только для ню-метала и брутальной альтернативы. Не так обстояло дело в далёком 1956 году, когда DANELECTRO запустили
в производство свой UB-2: по сути это была баритон-гитара с бассовыми струнами. Чехословацкий концерн JOLANA откликнулся на новацию
в 1961 году, фактически синхронно с FENDER'овским Bass VI запустив на фабрике в Градце Кралове модель Pedro. Инструмент
выпускался камерными тиражами (всего до 1967 года было выпущено не более полутора тысяч экземпляров), и в настоящее время
является натуральным раритетом.
Pedro во многом наследует появившемуся на год раньше
JOLANA Basso IV: небольшая и довольно
тонкая дека изготовлена из правоверной ольхи, а целиковый кленовый гриф крепится к корпусу четырьмя шурупами через
трапецеидальный металлический некплейт и снабжён анкером, закладывавшимся с тыльной стороны и прикрытым характерной
махагоновой "полоской бурундука". Гайка анкера выведена в голову грифа и закрыта стандартной металлической
крышечкой. Колки с овальными пластмассовыми лопастями – раздельные, открытые, отличающиеся от гитарных только
рассверленными под бассовые струны отверстиями в штоках. Не имеющая наклона голова снабжена скобообразным ретейнером,
обеспечивающим надёжное прилегание струн к пластиковому направляющему порожку. Накладка, представляющая собой единое целое
с грифом, размечена чёрными дотами.
Крепление струн осуществляется сквозь корпус через солидные металлические втулки, заметно выступающие с лицевой стороны
деки. Незакреплённый на корпусе кленовый бридж идентичен ставившимся на
чехословацкие электрогитары, и позволяет
при помощи смещения деревянных (!) сёдел юстировать мензуру каждой струны в отдельности и регулировать общую высоту.
Антабки – стандартного для JOLANA "большого" калибра, как, скажем, на
JOLANA Diamant.
Смонтированная на белом пластмассовом пикгарде схема состоит из двух звукоснимателей Brilant, трёхпозиционного галетного
переключателя режимов работы датчиков (нек, нек+бридж, бридж), мастер-громкости, регулятора тембра и болтообразного
гнезда под джек. Заземление выведено на крайнюю правую втулку крепления струн, а общий контакт осуществляется через
нулевой лад.
Pedro представляет собой довольно милый кунштюк, вызывающий в наше время, однако, некоторое недоумение: это лёгкий,
удобный инструмент с мензурой 770 мм, естественным образом поклёвывающий носом, с задорным звонким голосом и возможностью
нарулить достаточно широкую палитру тембров – непонятна лишь сфера его применения. В 50-е годы изготовители подобных
инструментов уповали на то, что их "промежуточные" изделия глянутся и контрабасистам, и гитаристам. История, впрочем,
не позволила им усидеть на двух стульях. Помимо не самого идеального баланса к недостаткам Pedro можно отнести довольно
солидный D-образный профиль грифа и несколько узковатую накладку: играть аккордами не позволяет строй на октаву ниже
обычной гитары, а для игры как на бассу маловато межструнное расстояние. В целом, можно сказать, что это
изделие чехословацких лютнеров может придтись ко двору последним динозаврам из почти вымершего класа "басс-гитаристов".
Данный экспонат, изготовленный где-то в первой половине 60-х (серийный номер 91114), был любезно предоставлен МУZЕУМ'у
Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в 2021 году.
|